В.Т.Поляковский wlad@df.ru
2003-почему?
Или, действительно, почему же на наших календарях именно 2003-й год.
(Газетно-журнальный вариант статьи)
Такой вопрос, наверняка задавали и наши предки в 1900-м, и в 1800-м, и в 1700-м годах... Что поделать, начало летоисчисления в общей эре (или в новой эре, как это называлось при социализме, или от Рождества Христова, как это называется в христианской традиции) лежит в глубоких потемках.
Если верить энциклопедиям, все было довольно просто. Был некий монах из Скифии Дионисий Малый, или Дионисий Ничтожный (Dionysis Exiguus). Он, согласно традиционной науке, решил просчитать Пасхалию (таблицу, которая служит для расчетов Пасхи) не в годах Диоклетиана, каковой была традиция (весьма сомнительная с точки зрения нынешней науки, так как все документы той эпохи, как нарративные (описательные), так и актовые, подвергаются историками сомнению), а от Рождества Христова. Дополнительным побудителем к этому был тот факт, что он, будучи христианином, считал, что негоже христианам считать свои пасхалии от императора, который был гонителем христиан.
Если такой факт не подвергать серьезному астрономическому осмыслению (а с точки зрения астрономии, как было неоднократно показано исследователями последних лет, он весьма уязвим), а обратиться всего лишь в существующим в некие куда более поздние времена хронологическим традициям (к примеру, к традиции мировых хроник, которые выходили в свет даже в эпоху книгопечатания), то быстро выяснится несколько вещей. Во-первых, их авторы (не самые бедные и не самые темные люди той эпохи, которые испрашивали разрешение на издание своей книги у правителей тех времен) не всегда знают временное расстояние от своего времени до времени Христа, а, во-вторых, как-то вообще совсем иначе на хронологию смотрят... ну нет у них, к примеру, такого понятия, как столетие (может быть, они даже до ста не умели считать, не было под рукой натурального аналога, в отличие, к примеру, от счета до двадцати, когда под рукой есть всегда свои двадцать пальцев), было лишь такое понятие, как век, который насчитывал, в общем случае, весьма неопределенное число лет.... И даже, если верить неким традициям, далеко не всегда считали ОТ какого-то момента, считая иногда время ДО какого-то момента.... Что в наше время, вообще говоря, экзотика, хотя время от времени даже в XX веке время считалось до наступления коммунизма, до начала партийных съездов или Олимпиады, до начала нового (третьего) тысячелетия...
Итак, раз уж мы решили красивой легенде о скифском монахе Дионисии Ничтожном не верить, до можно предпринять попытки найти какие-то другие следы этого вопроса. Можно все-таки проявить настырность и брать в руки книгу за книгой, копая тем самым все глубже и глубже... Через некоторое время все довольно быстро упрется в одну очень интересную традицию. А именно, в традицию празднования столетних и пятидесятилетних юбилеев. Об этой традиции впервые за всю историю человечества речь идет в третьей книге Моисея, как ее называют немцы, или книге "Левит", как ее название звучит согласно русскоязычной традиции. В двадцать пятой главе Господь Моисею предписывает
"8. И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет;
9. И воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей;
10. И освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя".
О левитах речь идет именно в этой, двадцать пятой главе. То есть ее можно рассматривать как ключевую ко всей книге. А из приведенной цитаты ясно следует, что появление числа именно пятьдесят может быть связано с наличием семи дней в неделе и трактовке дня как года. Такая трактовка дня как года является важной хронологической традицией, которая в Библии широко отражена..
И тогда вопрос о том, а когда же появился тот или иной номер года в счете от РХ, сведется к очень простым вопросам: когда же были отпразднованы первые юбилеи и как их организаторы празднования первых юбилеев обосновали их номер?
Традиционная история на первый вопрос дает ответ совершено четко: первый юбилей от Христа был отпразднован в 1300-м году. А вот второй, то есть откуда это самый 1300-й номер взялся... Здесь все более запутанно и менее однозначно, так как, помимо очень частых разговоров об традиции датировки событий от Рождества Христова, начиная с VI века, более серьезную информацию по этой теме найти трудно.
Имя папы римского, который пребывал на понтификате в момент празднования первого юбилея - Бонифаций. По счету этот Бонифаций был восьмым. Его придворного хронолога, который в историю вошел как продолжатель до своего времени книги пап римских Liber pontificalis - Бернард Гвидонис. Он же, кстати, и вошел в историю и как автор одного из первых руководств для инквизиторов, и как последователь традиции, связанной с одновременным написании истории пап и императоров, которая была начата Мартином Полонусом. Среди тех лиц, которых он, как епископ и инквизитор, преследовал, также оказались люди, которые оставили видный след в истории гуманитарной мысли запада, и, что для нас особо интересно - оставили свой след в области хронологии. Самым видным из них оказался Петр Иоанн Оливи, со скромной точки зрения, высказанной католической энциклопедией, "Духовный францисканский и теологический автор", который, с точки зрения автора статьи, тему 1300-го года осветил лучше всех.
Сам Петр Иоанн Оливи принадлежал к иоахимитам, то есть к последователям учения Иоахима Флорского. В короткой статье не удастся об этом многогранном учении рассказать подробно. Удастся, пожалуй, осветить одно из его проявлений с точки зрения хронологии: Иоахим Флорский в своих трактатах делил мировую историю на три периода: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. При этом начало эры Христа, то есть первое пришествие Христа, относилось на начало общей эры (то есть на Рождество Христово). Его второе пришествие, которое связывалось Иоахимом Флорским, (скончавшимся в 1202 году), с наступлением эры Святого Духа, было напророчено на 1260 год (согласно 12-й главе Апокалипсиса). Об этом что у Флорского, что у Оливи есть трактаты).
Итак, в двенадцатой главе Апокалипсиса фигурирует цифра 1260, а празднование первого юбилея рождества Иисуса Христа приписывается 1300-му году. Может быть, некую информацию о хронологии стоит поискать в свойствах этих чисел, а также в том, как эти числа, и некоторые их сомножители фигурируют в трактатах вышеупомянутых средневековых авторов?
Число 1260 в одиннадцатой и двенадцатой главах Апокалипсиса имеет трактовку вполне однозначную: как сорок два месяца по тридцать дней.
"11-2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца".
"12-6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней"
(Хотя, безусловно, некое размышление дает разложение числа 1260 на простые множители:
1260=2*2*3*3*5*7,
то есть как раз получатся две двойки, две тройки, пятерка и семерка. Более подробно об этом написано на страницах готовящейся к изданию книги автора под предварительным названием "Средиземноморье. Средневековье. Многовариантность", которая в настоящий момент готовится к изданию.
У Иоахима Флорского в его хронологии, если верить, к примеру, исследователям творчества иоахимитов Давиду Бурру или Герту Вендельборну, число сорок два трактуются как сорок два поколения, а число тридцать трактуется как число лет в поколении.
Что касается числа 1300, то оно в своих трактовках куда более однозначно. Сразу же бросается в глаза довольно прозрачное представление этого числа как произведения 13*100. То есть число 1300 лет - это число тринадцати столетий.
Здесь автору статьи хочется сказать, что продолжительность временных промежутков с внешне одинаковым названием, в те годы, когда еще не было однозначно воспринимаемых хронологических понятий, была разной. Более подробно - в статье автора "О понятии saeculum согласно Девиду Бурру, Воррену Льюису и Петру Иоанну Оливи и некоторым хронологическим аспектам реконструкции", посвященной Я.А.Кеслеру" . Если в подробности не вдаваться, то можно сказать кратко: слово saeculum, которое в латинско-русском словаре означает не что иное, как век, совершено не обязательно имело смысл временного промежутка продолжительностью сто лет. И в этом таиться может многое.
С этой точки зрения очень интересно освещение числа тринадцать в Библии, а также в работах Иоахима Флорского и Петра Иоанна Оливи.
Что касается Библии, то общая тональность Библии такова, что число двенадцать там связано с совершенством (пример: двенадцать апостолов Христа), и в этом свете число тринадцать выглядит как число, претендующее на нарушении такого совершенства. Недаром оно очень часто рассматривается как несчастное число.
Что касается Иоахима Флорского и Петра Иоанна Оливи, то некие сведения об их отношении к числу тринадцать и о его влиянии на хронологию можно составить на основании сайта Девида Бурра, целиком и полностью посвященному Петру Иоанну Оливи.
Для лучшего понимания приведенных цитат скажем, что каждый и первых двух крупных периодов церкви - периоды Бога-отца и Бога-сына - Иоахимиты делили на семь более мелких периодов, которые они относили, соответственно, к Ветхому и Новому Заветам.
Итак, цитаты из произведений Девида Бурра (в первых кавычках) и Воррена Льюиса (во вторых кавычках):
" ... На Оливи. серьезно повлиял Иоахим Флорский, чей комментарий к Апокалипсису, написанный на целое столетие ранее, разместил тот же самый основной шаблон истории, который был найден у Оливи. Имелся, фактически, два шаблона. Первый из них вышел как семь периодов истории Нового Завета, параллельных семи периодам Ветхого Завета. Параллелизм не был точен. История просто не повторялась в точно таких же самых формах. Но параллелизм был достаточно близким, так что можно было смотреть на то, что имело место во время Ветхого Завета и получать некоторое понимание того, что могло бы ожидаться в будущем. Другими словами, с тех пор Оливи считал свое положение точкой перехода между пятыми и шестыми периодами Нового Завета, он мог бы обращаться к Ветхому Завету для того, чтобы видеть то, что могли принести с собой шестой и седьмой периоды. Он мог бы также обращаться также к Апокалипсису, книге Откровения, заключительной книге Нового Завета.
Постепенное развитие церкви и наступающий время от времени упадок изображается Оливи как семь периодов. В пятом периоде, который начался около восьмого столетия, церковь стала большой и мощной, но результатом был постепенный моральный распад, который продолжался примерно до конца пятого периода. Тогда фактически вся церковь была заражена от головы до ног, спутана, и превращена в новый Вавилон. Но внутри пятого века родился новый. Оливи, делая записи в конце тринадцатого столетия, думал, что шестой период хронологии церкви зародился на целое столетие ранее, с началом пророческого дара Иоахима Флорского, и окончательно проявился с рождением св.Франциска и окончательном формированием ордена францисканцев....
Оливи часто говорил о трех появлениях Христа: в первом столетии во плоти, в тринадцатом в духе, и в конце в суждении... При этом третий Век Святого Духа был эквивалентен шестым и седьмым периодам хронологии церкви. Это выглядело не только прогрессивно, но и консервативно... Появлялся двойной центр хронологии и в Новом Завете, и в уставе Францисканцев - было напоминание о том, что св. Франциск был связан с третьим веком, поскольку Христос был связан со вторым
"<I> В процессе исследования последнего элемента (бедности св. Франциска) он обращает внимание на то, что Франциск пробовал проповедовать сарацинам три раза. Один случай был в шестом году его крещения, символизируя его статус как статус ангела шестой печати и как признак того, что они будут покрещены в соответствии с его приказом в шестом периоде церкви. Он пробовал снова в тринадцатом году его крещения, как признак, что сарацины и другие неверующие начнет быть покрещены в соответствии с его приказом в тринадцатом столетии</I>....
(небольшой комментарий автора: он сохранил этот небольшой пассаж из Льюсиа, чтобы показать, сколь богаты были в средневековье хронологические фантазии - ВП)
Оливи наблюдает, что, подобно тому, как на тринадцатый день своего рождения Христос появился перед королями востока и в его тринадцатом году он удалился от своей матери и был найден в храме, так и в тринадцатом столетии (внимание - ВП) от рождения Христа, появился Франциск и его евангелистский порядок. В тринадцатом столетии после его (Христа) смерти, "он будет возвеличен на кресте и поднимется во славе над всем миром". (Внимание! Такой рассказ об Иисусе Христе не входит ни в одно из четырех канонизированных Евангелие - ВП)).
Оригинальные английские тексты:
"Olivi's.... was heavily influenced by Joachim of Fiore, whose commentary on the Apocalypse, written a full century earlier, laid out the same basic historical pattern found in Olivi's. There were, in fact, two patterns. The first involved seven periods of New Testament history paralleling seven periods of Old Testament history. The parallel wasn't exact. History didn't simply reoccur in precisely the same form. Nevertheless, the parallel was close enough so that one could look at what had happened in the Old Testament era and get some insight into what could be expected in the future. In other words, since Olivi thought of himself as standing at the transition point between the fifth and sixth periods of the New Testament era, he could turn to the Old Testament to see what periods six and seven might bring. He could also turn to the Apocalypse, the book of Revelation, the final book in the New Testament....
Olivi's seven periods offer a image of the church as gradually progressing and at times retrogressing. In the fifth period, which began around the eighth century, the church had become big and powerful, but the result had been a gradual moral decay which proceeded until "around the end of the fifth period practically the whole church is infected from head to toe, confused, and turned into a new Babylon as it were." Nevertheless, even as the church had been backsliding, a new age had been coming to birth within it. Olivi, writing at the end of the thirteenth century, thought the sixth period of church history had been born a full century earlier, first with the prophetic gifts bestowed on Joachim of Fiore and then, more definitively, with the birth of St. Francis and ultimate formation of the Franciscan Order.....
Olivi often spoke of Christ's three advents: in the first century in the flesh, in the thirteenth in the spirit, and at the end in judgment. Nor did he mean to imply that the church would be replaced by some new organization. His third age of the Holy Spirit was equivalent to the sixth and seventh periods of church history. It looked not only forward but backward, since the new era was in some ways a fulfillment of the pattern already established in the early church but later abandoned as the church grew".
"Olivi goes on with a close reading of the passage which stresses Francis' poverty, humility, contemplative wisdom and missionary zeal. In the process of exploring the latter element he notes that Francis tried to preach to the Saracens three times. One occasion was in the sixth year of his conversion, symbolizing his status as angel of the sixth seal and as a sign that they would be converted by his order in the sixth period of the church. He tried again in the thirteenth year of his conversion, as a sign that the Saracens and other infidels would begin to be converted by his order in the thirteenth century.
Olivi observes that, just as in the thirteenth day from his birth Christ appeared before the kings of the east and, in his thirteenth year he disappeared from his mother and was found in the temple, so in the thirteenth century from Christ's birth Francis and his evangelical order appeared and, in the thirteenth century from his death, "he will be exalted upon the cross and ascend in glory over the whole world." There follows another comment which we must consider in a moment when dealing with the peculiar problem of Francis' resurrection. It in turn is followed by one of Olivi's most pointed remarks about the turn away from the Latin church by spiritual men in the sixth period".
Вернемся к вопросу юбилеев. Характерно, что документов от празднования первого юбилея Рождества Христова осталось не столь много, а от празднования второго юбилея, который состоялся через пятьдесят лет после первого, как и от празднования третьего юбилея, который состоялся в 1400-м году, документов не осталось вовсе. Только начиная с 1450 года все постепенно возвращается на свои места, и празднования юбилеев становятся более-менее регулярными. К тому же в 1475 году было принято решение проводить празднования не 50-летних, а 25-летних юбилеев. К тому же XIV век продолжает оставаться периодом времени, когда еще не введен повсеместный счет времени ни в одной из абсолютных шкал, а текущие документы датируются преимущественно в относительной хронологии. Папский эдикт об обязательном летоисчислении от РХ вышел лишь в 1431 году.
Это навевает некие подозрения на то, что теоретически не исключено, что реально юбилей 1400-го года был отнесен на 1300-й год. При этом 1300-й год уходит в тень, а на первое место выходит год 1400-й. Первый, юбилейный год по истечении тринадцати веков.
(Внимание для сотрудников печатных изданий! Букет цитат и сопровождающих их рассуждений можно при желании как расширить, так и сократить, в зависимости от имеющегося в наличии места - ВП).
Интересно то, что именно в 1408 году начинается пасхальный 532-летний цикл, которого придерживается русская православная церковь. Если провести некоторые рассуждения, то 1408 год - это год истечения ровно тринадцати больших пасхальных циклов продолжительностью 532 года. Такие пасхальные циклы могли легко тогдашними хронологами быть проинтерпретированы как века господни, которые истекли с момента сотворения мира (5508+1408=532*13). Тогда начало нового, четырнадцатого по счету индиктиона может быть действительно отнесено на начало XV века, то есть 1409-й год (первым это подметил Ярослав Кеслер).
Здесь, наверное, уместно будет вспомнить, что лишь в 1432 году после указа папы Евгения папская канцелярия переходит на датировку от Рождества Христова.
Итак, после некоторых тягостных раздумий историко-теологического характера, можно прийти к выводу, что время, которое в традиционной истории попадает на период от тринадцатого до пятнадцатого века, является ключевым для мировой хронологии. Именно в нем, скорее всего, и имеется ответ на вопрос, заданный в заголовке статьи. Или, по крайней мере, можно составить хотя бы интересную догадку по этому вопросу. В любом случае традиция непрерывного летописания идет именно со времен XIV-XV веков.
Вопрос, заданный в заголовке, а также ряд других вопросов в области хронологии и реконструкции истории человечества, автор этой статьи, предлагает решить в помощью метода многовариантности, который описывается в книгах серии "Многовариантность". Очередная книга этой серии под названием "Средиземноморье. Средневековья. Многовариантность", творческой целью которой является построение совокупности наиболее достоверных версий истории человечества, скоро выйдет в свет. Помимо прочего, в качестве одной из глав там войдут выдержки из учебника по хронологии авторства профессора Кельнского университета Анны-Доротеи фон ден Бринкен для студентов историко-филологических факультетов Западной Европы. То есть, как хочется надеяться автору этих строк, уровень образования наших читателей немного подтянется к европейскому...
8 июня 2003
www.wladmoscow.narod.ru