Может ли фальсификат содержать авторазоблачение? Об одном логическом приеме исследования древних источников.
Эскиз статьи по мотивам одной из глав книги "Средневековье. Средиземноморье. Многовариантность".
В свете засилия фальсификатов можно обратить внимание на один удивительный момент. Когда какой-то средневековый (или древний) автор создавал некий документ, которому предстояло сыграть роль древнего, то очень часто он в одной примечательно форме делал очень примечательные сообщение на тему, что да, к такому произведению можно не относиться как к подлинному документу всерьез. Такая форма часто состояла в том, что он где-то на страницах этого произведения дела сообщение о вещах заведомо нереальных (у автора книги вертится на языке пример с приручением слонов, использованием их в боевом искусстве, то даже переход на них через Альпы, что для столь чувствительным для перепадов температуры животных было бы сущей мукой). Или к примеру, обилующая пикантными моментами история Англии для детей авторства Чарльза Дикенса [232], который, принадлежа к самым выдающимся литераторам своего времени, наверняка догадывался о многом, а немного ниже приведенный 59-й сонет Шекспира читал наверняка.
Его текст на английском
O, that record could with a backward look, Even of five hundred courses of sun Show me your image in some antique book, Since mind at first in character was done
И не худший перевод на русский В.Брюсова
Тогда, глядящие в века былые,
Пусть хроники покажут мне свой лик
Лет за пятьсот назад, в одной из книг,
Где в письмена вместилась мысль впервые
Вернемся к нашему образу фальсификатора
При этом работал бы, видимо ясный и понятный для многих его современников принцип, что недостоверная информация, сообщенная в одном месте, автоматически на себя бы влекла столь же недостоверную информацию, сообщенную в другом месте. То есть подобного типа знаковые сообщения бы таким образом работали как сообщение читателям о том, что к его произведению нельзя относиться как к произведению строго документальному.
Автор книги назвал бы данный принципом эмотивизма (эмотивизм - это слово, с помощью которого, как у автора книги создалось впечатление, принято назвать бессловесное сообщение информации). Рассмотреть результаты его применения ко многим произведениям, приписываемым глубокой древности, было бы наверняка интересно.
Июнь 2003