В.Т.Поляковский

 

География и диалектика

 

 

Редакционное вступление

 

Дорогие читатели! Представляем Вашему вниманию статью, основанную на отрывке из вышедшей в 2013 году книги В.Т.Поляковского «Рыцари трех океанов», где представлена гипотеза о том, как должно выглядеть открытие Американского континента и первые плавания вдоль его берегов с точки зрения самых общих закономерностей развития цивилизации.

 

В основу статьи положена третья глава этой книги…

 

 

География и диалектика

 

Можно ли, исходя из самых общих соображений развития цивилизации, сказать о первых плаваниях вдоль побережья американского континента?

 

В свете обилия претензий, которые можно предъявить к письменным источникам: неясность многих мест, теоретическая не исключенность обилия трактовок, неоднозначность датировок описываемых в них событий, и время от времени выплывающие подозрения в их сфальсифицированности и более позднем введении в широкий оборот, возникает вопрос: можно ли некие процессы из исторического прошлого человечества реконструировать или смоделировать вообще без опоры на таковые?

 

Ответ автора книги: да. Есть географическая карта с береговыми очертаниями, картой внутренних водоемов, полезными ископаемыми, данными климата, флоры, фауны… И, опираясь на эту карту, отдельные процессы можно смоделировать. В частности, процессы возникновения выплавки металлов, строительства и развития транспортных средств, торговли… Такие попытки предприняты в первой книге историко-географической серии «Рыцари Эллады». А во второй книге этой серии – «Рыцари трех океанов», вышедшей в свет в июле 2013 года, дана схема одной из самых загадочных и интригующих страниц в истории человечества – истории открытия американского континента и первых эпохальных плаваний вдоль его берегов.

 

 

Часть 1. Открытие новых земель с точки зрения диалектики морских плаваний и совершения географических открытий.

 

     Перед описанием всех перипетий, связанных с географическими открытиями, зафиксируем две банальные вещи:

     - системная задача решаемая при географических открытиях – это микрозадача познания неизведанного, решаемая в рамках макрозадачи борьбы человечества за улучшение условий жизни

     - необходимый технологический минимум – это хотя бы простейшие навыки судостроения и мореплавания…

 

Задача познания неизведанного в условиях легко наблюдаемой береговой линии сводится к простейшему прибрежному плаванию. Риск минимален, был бы освоен выход на берег и были бы развиты навыки сопротивления течению, несущему на берег.  При всех своих изгибах и извивах эта линия имеет два направления: вперед и назад. То есть она ломаная, она извивающаяся, но все-таки она линия. И плыть можно лишь вдоль нее. Все наиболее интересные места можно фиксировать с опорой на эту линию.

 

Эта задача резко усложняется при выходе в открытое море. Всех прелестей прибрежного плавания нет, риск отнюдь не минимален. На первом месте – вопросы мотивации и вопросы тактики плаваний в открытом море. Наряду с обычными вопросами мореплавания.

 

Достичь неких дальних островов? Хороший стимул. Только где их взять? Острова, лежащие близ побережья материка, легко замечаемы с самого берега или просто во время легких выходов в море. С учетом сказанного получается для всех моряков-романтиков, обладающих достаточными мореходными навыками, не очень сложная задача: наметить направление, примерно определить предельное дальнее расстояние, для прохождения которого запастись едой, водой и простейшим ремкомплектом, и – полный вперед в открытое море! Направление, в общем случае, перпендикулярное берегу или наиболее соответствующее попутному ветру.

 

С одной оговоркой. Если на берегу есть некие жрецы-орнитологи, то они без труда после сопоставления направлений птичьих перелетов в одной части побережья и в другой его части смогут путем решения возникшего треугольника примерно расположение островов романтикам-морякам и подсказать. Разумеется, много птиц может сесть на гладь моря, но с большим удовольствием они предпочитают садиться на сушу.

 

 Итак, жрецы-орнитологи обладают удивительными способностями путем решения треугольника подсказывать наиболее вероятные направления плаваний в открытом море. Далее, при достижении этого острова, там опять делается форпост, опять делаются необходимые наблюдения, и опять после некоторых обсуждений намечается наиболее удобное, с точки зрения наиболее вероятного открытия очередного острова, направление. И моряки-романтики устремляются туда. Такое куда более надежно, чем абстрактно бороздить просторы безбрежных морей.

 

Разумеется, это не касается групп островов, называемых архипелагами: они-то и начали объединяться в таковые образования потому, что один остров без труда наблюдается, как правило, с берега другого. Выглядит банально также другое: сразу же после открытия острова в кратчайшее время идут попытки осуществить плавание вокруг него, потому после открытия первого острова архипелага остальные открываются без особого труда.

 

Вот, собственно, об открытие новых земель с точки зрения диалектики морских плаваний и совершения географических открытий, и все.

 

Часть 2. Как осваивалась Северная Атлантика, от Шотландии до Гренландии

 

В качестве начального пункта рассмотрения мы считаем цивилизационное состояние уже освоенного прибрежного плавания. Поэтому для рассмотрения процессов выхода в открытое море мы можем выбрать абсолютно любую точку ее европейского континентального побережья.

 

Все прибрежные острова, в том числе легко замечаемая во время прибрежных плаваний вдоль берегов Европы Британия и не очень тяжело замечаемая во время таких же прибрежных плаваний вдоль берегов Британии Ирландия, были замечены и освоены без особого труда, поэтому в этой статье мы об этом подробно не пишем.

 

     А еще таким же образом без особого напряжения осваиваются и наносятся на карты соседние с Британией с севера гряды Оркнейских и Шетландских островов… При этом легко наблюдаемые с берега Оркнейские острова неинтересны – эти скалистые острова они просто легко видны со столь же скалистого шотландского берега.

 

sev_atl

 

 

Теперь давайте бросим взор на Шетландские острова.

 

Там есть высоты более двухсот метров, а это значит, что в ясную погоду при чистом воздухе они могут быть замечены с расстояния 50 км. Расстояние до соседних Оркнейских – более девяносто километров. Не очень малое. Так что замечены они могут быть не всегда… А самое главное – для их открытия нужно ну на самую малость, но в открытое море выйти… Кстати, главный остров среди них, протяженностью с севера на юг в сорок пять километров, имеет носит название Mainland – главная земля.

 

     А что это значит? А это значит, что вырисовывается первый форпост, и то, что там можно строить некий опорный пункт, время от времени возить туда припасы для плаваний грядущих. А мифотворцы пусть сочиняют о нем легенды. Может быть, именно этот остров Mainland оказался одним из прототипов острова Авалон, где провел много лет легендарный король Артур… Или острова Туле, образ которого также стал легендой... Уже вполне возможны какие-то усилия по сокрытию географических тайн. Уже имидж таинственности… Уже то, о чем можно рассказывать легенды, чем можно раздражать воображение, чем можно соблазнять искателей приключений. Правда, говорят, согласно официальной истории, они до 1469 года принадлежали Норвегии, не это обстоятельство не удручает…

 

     Далее наши рыцари, или просто мореплаватели, или просто викинги, или просто шотландцы, выходят на Фарерские острова.

 

 

 При вычислении направлений, по которым нужно плыть к этим островам, легко могут помочь птицы, направления полетов которых и отражены на этой карте.

 

Фарерские острова - название нарицательное. По-немецки fahren – ехать, по-английски far – далеко. Наружу выходит некая двойная ассоциация, типа «дальние острова, до которых нужно ехать». Можно вспомнить о финском корне tule, означающем то же самое, вспомнить некие представления о близости финского языка к кельтским и о загадке этого легендарного острова. И опять же сразу же после открытий островов на них делается форпост. Расстояния: до северной оконечности Британии – около трехсот пятидесяти километров, до Шетландских островов – около трехсот, до побережья Норвегии – около шестисот.

 

     Новый форпост на Фарерских островах? Более логичного в свете выработанного плана и не придумать. После – опять разговоры, опять наблюдение за птичьими полетами, пробные выходы вслед за птицами… В один прекрасный момент взору путешественников откроется земля льдов – Исландия. Которая первооткрывателям показалась ровно с той стороны, где у нее льды даже летом – с восточной.

 

     Следуя общей логике, форпост делается и на Исландии. А от нее разведывательные рейсы устремляются дальше на запад. И в течение пяти дней, как гласит легенда, во время одного из плаваний отважных викингов появляется Гренландия. То ли земля ледников просто показывает свою редкую зелень, то ли первооткрыватели решают пошутить, а шутка закрепляется в названии, и, возможно, в некой мифологии, связанной с этим островом.. Ну что же, по всем законам логики освоения новых земель, форпост делается и там. Хоть земля отрывается примерно на широте полярного круга. Скорее всего, во время полярного дня.

 

     А в Гренландии наши путешественники имеют шанс сделать глубокий вдох и глубокий выдох. Сделать там форпост – такой замысел уже выглядит несколько обычным и вполне логичным. Необычным будет другое: то, что вдоль побережья Гренландии идет на юг легко фиксируемое летом течение… Причем заметное, хотя бы судя по дрейфу айсбергов. А на юге тепло. Еще можно заметить улетающих на юг осенью птиц, а также белых медведей, перемещающихся время от времени с севера на юг и обратно.

 

     Идея исследования этого острова путем плавания вокруг него витает. Но, видимо, дело дальше чисто каботажного броска длиной шестьсот километров на юг, до мыса, который позже будет назван Фарвель (far-valley, если просто с английского, далекая долина?), а также дальше примерно трехсоткилометрового броска, опять же, каботажного, на север, не пошло. Суровый ледниковый панцирь Гренландии, несмотря на обилие в омывающем его море рыбы, а на его берегах - морских животных, в общую задачу выживания человечества вписывался очень слабо. Именно поэтому, видимо, было принято решение некий форпост все же основать, но на север суровый дальше не идти. Шутка ли – то плавучий лед, то целые айсберги. Может быть, таких форпостов было несколько, и один из них на месте столицы Гренландии, Готхоб. Имеющий еще одно название, Нуук.

 

     А дальше – та же самая тактика освоения морских земель. Главные ориентиры – астрономия и поведение представителей животного мира, которые с особым пиететом относятся к юго-западному направлению. Для того, чтобы показалась среди льдов Лабрадор или Баффинова земля, нужно было проплыть каких-то пять-шесть дней пути – те же четыреста километров. Вслед за птицами и белыми медведями. Путь на юг открывается. А гористая местность, покрытая вечным снегом, весьма способствует тому, чтобы быть легко заметной с кораблей. Напомним, что гора высотой пятьсот метров видна с расстояния восьмидесяти километров.

 

     Ну что же, наступает тот момент, когда можно смело сказать: каботажный путь на юг открыт. Остальное – дело техники, то есть лишь бы в экспедиционной команде были хоть какие-то лоцманы и картографы. Которые в крайнем случае просто бы указали обратный путь до форпоста в Гренландии.. И новые открытия: Лабрадор и Ньюфаундленд.

 

         Любопытно то, что именно по такому маршруту, а именно, с севера на юг, имело место первое плавание Джованни, или Джона Кабота. Состоявшееся в 1497 году, расцененное в итоге как не совсем удачное…

 

Теперь вопрос о «предельной точки романтики североатлантических открытий». Т.е., где должна была находиться та самая точка, до которой было доплыть относительно безопасно.

 

От Ньюфаундленда до Ирландии три тысячи километров от, и эти три тысячи километров суда должны пересечь за минимальное время… Причем открытый океан должен быть пересечен без поломок: в океане ремонтироваться негде! И, самое досадное: о существовании Гольфстрима никто не знает, а вот попутное для плавания на юг течение вдоль берегов Гренландии замечено было.

 

sev_atl_2

 

     Скорее всего, в данной ситуации будет принято решение не идти напрямую через океан, а возвращаться с опорой на уже известные форпосты. Так надежней, но более затратно по времени. По сему автором делается вывод о том, что «предельная точки романтики североатлантических открытий» должна находиться именно в районе Ньюфаундленда…

 

     Ком интересных ассоциаций все нарастает и нарастает, но объем журнальной статьи несколько ограничен… Поэтому от темы освоения Северной Атлантики перейдем к описанию первых плаваниях вдоль побережья американского континента.

 

    

Часть 3. Как же все-таки должны были проходить первые плавания вдоль берегов американского континента

 

     На определенном этапе развития мировой истории системная задача развития человечества как биологического вида просто свелась к освоению пряностей как продукта, имеющего отношение как к хранению продуктов питания, так и к медицине.

 

На главном пути поставок пряностей в Европу идет очень жесткая борьба, что порождает необходимость поиска новых торговых путей. Это обстоятельство в итоге оказывается главной причиной повышенного интереса к поиску таковых (автор по сравнению с традиционной версией отнюдь не оригинальны). Тем самым появляется мотивация сделать плавание не только за рыбой, но и за пряностями. Со временем даже появляется обозначение некоторых островов как островов пряностей.

 

     И вот обладатели тайн маршрутов к Ньюфаундленду начинают прикидывать, получится у них или нет добраться по вышеописанному североатлантическому пути до мест, где растут пряности. Куда плыть, более-менее понятно – вдоль американского побережья, которое пока как таковое не идентифицировано и не названо. Команда снаряжается в поисках либо пути в Индию, либо островов пряностей. Одно из двух вполне устраивает.

 

Первое плавание… Команда направляется в район Лабрадора, далее Ньюфаундленда. Далее – на юго-запад, вдоль линии побережья Северной Америки. Морякам помогает попутное, хоть и холодное, Северо-Атлантическое течение. Если всего-навсего на него встать, то только за счет этого можно давать примерно километров по пятьдесят в сутки – не так мало. А от Ньюфаундленда до Флориды три тысячи километров, и при отсутствии бурь, ураганов и прочих экстремальных ситуаций можно легко доплыть за месяц-другой.

 

     Флорида с ее ярко выраженным конечным южным мысом достигнута. Береговая линия уходит на север, тропики ощущаются. Мысли о возврате домой.

 

Кроме достижения и открытия Флориды, они наверняка должны наткнуться и на Багамские острова. Это предположение основывается на том, что ширины пролива между ними и побережьем Америки в одном месте составляет около 150 км, и это обстоятельство может отразиться на поведении птиц. Хоть они и низменные. (Может быть, по ходу дела открывается еще и северное побережье Кубы, хотя в нашем случае это не принципиально).

 

Итак, достигнута Флорида – цветущая земля (почти рай земной?), а еще достигнут некий архипелаг, чудесным образом тянущийся на Восток. Повод для размышлений об обратной дороге?

 

Скорее всего, в этой ситуации принимается решение вернуться домой, причем не через Гренландию, а через широты умеренные. Но: через открытый океан ! При этом логика ситуации такова, что его начинать лучше всего с того острова, который им покажется ближе всех к Европе. Т.е. с самого восточного. Тем самым моряки начинают медленно, но верно, исследовать этот архипелаг, готовясь к обратному плаванию.

 

     Самое занятное, в таком случае это плавание до жути напоминает первое плавание Колумба, когда во время первого плавания тот открывает Кубу и Багамские острова, и при этом (видимо, также руководствуясь логикой организации обратного плавания), он плывет вдоль Багамских островов с Запада на Восток!

 

 

     Та же самая мысль, с опорой еще на некий материал.

 

Флорида – это не совсем широта Индии. Пока совсем не ясно, далеко ли искомые страны пряностей - по долготам ориентации пока нет. Факт открытия Флоридского пролива должен моряков воодушевить: первое желание – взять какие-то образцы флоры и фауны и повернуть домой. Еще бы: после пролива – берег на север, а дальше на запад, а дальше – быстро должна показаться Индия! Одним словом, принимается решение возврата домой.

 

     Как? Вдоль береговой линии Северной Америки, а дальше мимо Гренландию и Исландии – это долго и к тому же против океанического течения.  Подобное решение не стало бы популярным. Видимо в этот момент принимается отважное решение идти назад сквозь Атлантику, по открытому океану. Без опоры на какие-либо известные земли.

 

     Расстояние более трех тысяч километров без берега: за какое время оно преодолевается? При средних ветрах примерно от месяца до двух. Но: сквозь открытый океан. Карты течений не знает никто. Представления о долготах строго приблизительные. Даже самым бывалым морякам, которые вообще не подозревали о шарообразности Земли, можно легко внушить представления о меньшей ширине Атлантики. Хотя бы для оптимизма, который в открытом океане необходим. А представление о плоской форме Земли могло породить представление, что ближайшая знакомая суша должна находится именно на их широте, потому курс они должны и могут взять поюжнее. Равно как легко им внушить представления о существовании между Европой и Вест-Индией некой Атлантиды величиной то ли с Ирландию, то ли с Исландию… Кроме того, они, хоть и сквозь усталость, не все же испытывают некое ощущение славы и эйфории: они - в роли открывателей нового континента и в роли пионеров плавания в новых морях! Испытание для крепости психики не самое последнее…

 

Этот обратный путь, по всей видимости, и получается довольно тяжелым и изнурительным. И вполне вероятно, что по его ходу реально корабль и сбивался с курса, и немилосердными ветрами был потреплен. Может быть, шторма, может быть, болезни. Скорее всего, действительно возымел место бунт, приписанный первому плаванию Колумба.

 

До места, до берегов Европы кто-то из моряков в итоге добрался. Причем сперва Европы Южной, Пиринейского полуострова, показав его обитателям заморские диковинки, и лишь затем – берегов Альбиона, откуда те вышли.

 

Дальше? Дальше принимается решение организовать вторую экспедицию, для которой первой опорной точкой будет именно Флорида. Ее нужно снарядить посерьезней, и дать задачу, пройдя сквозь этот самый Флоридский пролив, все же достичь островов пряностей.

 

Для всех современных читателей более-менее очевидно, что цели в таком виде были бы недостижимы. Так же, как и во время предыдущего плавания, путешественники увидят то ли полностью безлюдные места, то места, до жути редко заселенные. Правда, там будут и прекрасные плоды какао, и многое что другое, и со временем в странах их исхода – в Европе – это оценят… Но на тот момент, на момент первого привоза их первых образцов в Европу с этого плавания, это будет лишь исследовательская и маркетинговая проба. А также компенсация за разочарование, испытанное участниками экспедиции при посещении практически безлюдных мест. Не более.

 

Ход второй экспедиции. До Флоридского пролива команда добирается без проблем. Далее – чуть на север вдоль не ахти как гостеприимных берегов Флориды с ее лесами, вырастающими прямо из моря, далее чуть более гостеприимное северное побережье Мексиканского залива с его роскошнейшей и очаровательной природой. Далее - постепенный поворот береговой линии на юг, это и будет западное побережье залива. Скорее всего, безлюдное.

 

     Далее – первые признаки того, что надеждам выйти к странам пряностей в это плавание сбыться, видимо, будет не суждено. Мореплаватели достигают одной из бухт, лежащей в юго-западной оконечности мексиканского залива – а дальше перед ними простирается береговая линия… но в обратном направлении – на восток. Дугообразный залив Кампече, выводящий их на полуостров Юкатан. К широтам экваториальным, к широтам пряностей все ближе и ближе, а вот с признаками жизни напряженка.

 

     Эмоций досады хватало, и, видимо, то ли от досады, то ли от нервного перенапряжения сочинили кучу легенд что о Мексике, что о полуострове Юкатан как о райской земле. Если в составе экспедиции был хороший картограф, он наверняка бы высказал предположение, что от Юкатана не столь далеко до уже известного побережья Кубы. Не ахти как плохо: легко будет возвращаться и не ахти как хорошо: планы смелые разбиваются.

 

     Далее – некий проблеск надежды: Юкатан кончился, и береговая линия опять пошла на юг. Даже с неким загибом на запад. Правда, радость моряков недолга: очень скоро им опять придется (или пришлось бы) плыть назад, на восток, на сей раз вдоль того побережья, где со временем возникнет государство Гондурас. Далее перед ними вновь замаячил бы проблеск надежды, в виде идущего ровно с севера на юг берега москитов, ныне принадлежащего Никарагуа.

 

Удивительная особенность этой территории состоит в том, что к ней долгое время Великобритания была явно неравнодушной, пытаясь индейцам племени москитов привить основы их собственной государственности. Точно так же, как британцы оказались неравнодушны к западному побережью Юкатана, которое тоже идет ровно с севера на юг, основав там государства Белиз.

 

     И вот – окончательное разочарование. Участники экспедиции достигают зоны нынешних территориальных вод Коста-Рики, и береговая линия поворачивает на восток. Столь нежелательный для них, причем окончательно и бесповоротно. Вот в таком западном направлении, чуть беря к югу, этот берег будет идти вплоть до устья Амазонки. От побережья Никарагуа это около семи тысяч километров.

 

     А после наступления подобного разочарования берет желание как можно быстрее повернуть домой. Вопрос: когда именно? По достижении устья Ориноко? Это от Коста-Рики примерно в трех тысячах километров. По достижении самой восточной точки Южной Америки – мыса Кабу-Бранка? Построить различные предположения на эту тему можно. Как кажется автору, терпение мореплавателей должно было лопнуть где-то близ устья Ориноко. Шутка ли – фактически долгота Ньюфаундленда… Большая суша и широкая река, о которых никто из плававших в страны пряностей и не знал. И пошло возвращение со второго плавания домой… Со сведениями о земле диковинной, но о земле безлюдной и отнюдь не богатой (для своего начальства). А также с мифом о несметности богатств этой земли. Для всех остальных.

 

 

 

     Связь с автором: e-mail: wlad@df.ru