В.Т.Поляковский

wlad@df.ru

 

 

Традиционный мусульманский календарь лунной хиджры имеет европейские корни. Весьма вероятные.
Как, по крайней мере, вырисовалось по итогам анализа истории становления мировой хронологии и его сопоставления с юлианским календарем

 

Условные обозначения:

 

AUC - Ab Urbe Condita – от основания города*
ВО – вероятный оригинал

ГЛХ – год лунной хиджры..

КЛХ – календарь лунной хиджры

Мхрм – мухаррам (1-й месяц мусульманского лунного календаря)

РХ – Рождества Христова

ТИ – традиционная история (традиционная версия мировой истории)

ЮК – юлианский календарь

 

* - в русскоязычной литературе для этого понятия закрепилось выражение «от основания Рима»

 

Краткое резюме работы: глобальный счет лет по эре от РХ и эре лунной хиджры (эре от исхода пророка Мухаммада по лунному календарю) был начат одновременно, ибо эра лунной хиджры  имеет с эрой от РХ некую явственную точку синхронизации и есть некое явное БОЛЬШОЕ число (большее, чем 1), с которого был начат счет в этих эрах. Отсюда следует гипотеза об одновременном  введении, или, по крайней мере, об одновременном просчете этих календарей, начиная с общей точки синхронизации, и о сомнительной автономности традиционного мусульманского календаря лунной хиджры.

 

 

 

История написания этой работы

Постановка вопроса в календарно-исторической науке в целом

Общие сведения о календарях хиджры и юлианском календаре

Материал, представленный Морозовым

Анализ материала, представленного Морозовым

Первоначальная гипотеза автора, связанная с простым прибавлением числа номеров столетий, умноженным на сто, к двухзначным числам, обозначающим номера лет

Гипотеза автора, связанная с началом счета лет от некоего большого числа. Начальный вид гипотезы

Гипотеза автора, связанная с началом счета лет от большого числа. Окончательный вид гипотезы

 

 История написания этой работы.

 

История написания этой работы выглядит весьма интригующе. Как и история календарей и хронологии в целом. Эта статья - вторая версия работы в отдельном виде.

 

Первая версия этой работы была написана буквально молниеносно и могла бы претендовать на первое место в номинации «Самая быстрая реакция на выход в свет 8-го тома труда Н.А.Морозова «Христос» под названием «Новый взгляд на историю русского государства»» ([4]). Она носила название «О хронологической точке стыковки календаря лунной хиджры и юлианского календаря и что из этого может следовать» и была выставлена в Интернете в том же, 2001-м, году.

 

По некоему стечению обстоятельств выход в свет научно-популярной версии диссертации автора в виде книги «Как возникла глобальная хронология» ([7]) имел место в 2010 году, и там об этой синхронизации речь идет в подразделе 5.2.1. под названием  «Синхронизация мусульманской и христианской эр. Первая традиция синхронизации. Эра Диоклетиана как отражение одного из первых процессов летосчисления».

 

В этой работе автор решил описать этот факт в несколько более подробном и несколько более совершенном виде.

 

Постановка вопроса в календарно-исторической науке в целом

 

За основу любого календаря берется движение небесных тел. Наиболее легко наблюдаемыми из них являются Солнце и Луна. Из всех параметров вращения Луны вокруг Земли наиболее просто измеряемым и наблюдаемым является синодический месяц продолжительностью в 29.53 дня.

 

Для умеренных широт наиболее важным с хозяйственной точки зрения оказывается солнечный год как период вращения Земли вокруг Солнца. Пронаблюдать и установить продолжительность солнечного года по сравнению с продолжительностью месяца несколько более сложно по причине большей продолжительности этого цикла.

 

После установления продолжительности солнечного года ближайшей задачей человечества стала задача синхронизации солнечного и лунного циклов. Стремление создания как можно более совершенного календаря и желание установить как можно более точную взаимозависимость между солнечным и лунным циклом в конце концов увенчались успехом в виде фиксации 19-летнего метонова, или пасхального, цикла.

 

Наша постановка задачи: извлечь максимум информации глобального характера из тех сведений, которые остались по итогам становления различных календарных систем и эр летосчисления, а также сведений, касающихся их взаимозависимости. Причем независимо от ТИ.

 

Общие сведения о календарях лунной хиджры и юлианском календаре

 

Что касается мусульманского мира, то календарей в мусульманском мире немного: календарь лунной хиджры (далее - КЛХ) и календарь солнечной хиджры. Начало счета в этих календарях привязано к исходу пророка Мухаммада (Магомета).

 

Календарь лунной хиджры – лунный. Числа дней в месяцах календаря привязаны к лунным фазам. 1-й день месяца – всегда новолуние, 14-й и 15-й всегда попадают на полнолуние и т.д. Каждый год имеет продолжительность ровно двенадцать лунных месяцев. Именно в рамках этого календаря хорошо применим термин «Лунный год». Есть как арабские, так и персидские названия месяцев. Есть арабская (более точная) и турецкая (менее точная) системы високосов. Продолжительность арабского високосного цикла – тридцать лунных лет, и он имеет хорошую точность.

 

Счет ведется от 16 июля 622 года, который провозглашен 1-м мухаррама 1-го года хиджры. Год – лунный, его начало относительно солнечного года каждый год сдвигается в среднем на 10.83 дня на более ранние даты, и по этой причине он абсолютно непригоден для расписания каких-либо сезонных работ. Это вызывает недоумения у многих мусульман, и подобные откровения и даже нарекания автор слышал и от своих личных знакомых граждан т традиционных мусульманских стран.

 

До сегодняшнего дня нет единой общепринятой по всем странам конвенционности КЛХ. Статья из Википедии ([2]) хорошо описывает эту ситуацию:

 

«… в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. В разных странах используются разные правила».

 

Это понятно. В случае идеально светлого безоблачного неба на первый план выходит проблема долгот, и именно из-за разброса по долготам молодой серп на небе может наблюдаться не в одну и ту же ночь, а с разностью в одну ночь. К тому же определенную роль играют и погодные соображения, которые влияют на ясность неба. А из этого ясно следует, что в КЛХ невозможно требовать идеальную точность в определении первых чисел месяца. Именно поэтому все расчеты, которые будут излагаться, будут иметь допустимый разброс в один день.

 

Есть поверие, связанное с тем, как начало нового месяца определялось в незапамятные времена. После завершения старого в первую ночь, претендующую на роль новой ночи месяца, мусульманин должен был взглянуть на небо, и там должен был быть замечен серп молодой Луны. Этот факт должен был быть подтвержден другим мусульманином, и тогда месяц считался начавшимся.

 

Из литературы хочется отметить книгу И.А.Климишина «Календарь и хронология» ([1]). Там есть несколько любопытных пассажей об истории введения календаря лунной хиджры:

 

«Как рассказывает, в частности Бируни ([3]), в далеком прошлом арабы занимались скотоводством, вели счет дням по лунному календарю. Поэтому их паломничество в Мекку – древнюю святыню арабов – происходило в определенные календарные месяцы и в различные времена года. Но куда выгоднее было совершать паломничество в такое время года, когда готовы для продажи товары – шкуры, плоды и т.д. ….

 

«И вот они - продолжает Бируни - научились у евреев, соседствовавших с ними, добавлять к году месяцы – в это стали делать примерно за двести лет до хиджры – и стали делать с месяцами нечто подобное тому, что делали евреи, т.е. добавлять к месяцам избыток времени между из месяцем и годом по Солнцу, когда этот избыток составляет полный месяц». Вставку дополнительного месяца было принято называть «наси» (от «айям ан-наси» = «добавочные дни»)».

 

     Тем самым, до поры до времени у арабов был еврейский лунно-солнечный календарь. Согласно ТИ, вставка 13-го месяца была запрещена Мухаммадом в 631-м году, а в 638 году этот календарь был введен по декрету халифа Омара.

 

Что касается календаря солнечной хиджры, то это астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан при участии Омара Хайяма, и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт счет лет от хиджры (переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году, т.е. фактически от года 666), но основывается на солнечном (тропическом) годе, в отличие от классического исламского календаря, поэтому его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года — день весеннего равноденствия (Навруз, праздник весны), числа дней в месяцах календаря не привязаны к лунным фазам. В общем случае, номера лет по солнечной и лунной хиджре не должны совпадать.

 

Что касается ЮК, то его введение приписывается 45-му году до н.э., или 708 году эры от основания города (Ab Urbe Condita, AUC). Главным инициатором его введения считается римский император Юлий Цезарь и группа александрийских математиков во главе с Созигеном (факт, зафиксированный во многих нарраттивных источниках и ставший каноническим). При введении этого календаря в самом солнечном годе было не все гладко с високосами.

 

 Как пишет профессор кельнского университета Анна-Доротея фон ден Бринкен в «Исторической хронологии Запада» [2], беспорядок с високосами в нем был очень долго, вплоть до 759 года от основания города (то есть до года 6 н.э. - ВП), когда он был ликвидирован императором Октавианом Августом. При этом последний сбой с високосами при становлении ЮК имел место в 745 году. Далее долгое время, целых двенадцать лет, високосных лет не было, далее они появились и 757 AUC, 761 AUC и далее шли уже в привычном для нас порядке. За это заслуга приписывается этому же императору, в честь которого был и назван один из месяцев. Что забавно, нарицательно Octavian Augustus – священная восьмерка.

 

 

Материал, представленный Морозовым

 

При ознакомлении с упомянутым в начале статьи произведением Морозова ([4]) автора привлекла стр. 241. Причем не столь ее основной текст, сколь примечания к нему.

 

Эта страница из второй части книги под названием «Орда или орден?», из третьей ее главы под названием «О болгарах, хазарах и татарах в «Новгородской хартийной летописи»*.

 

* - прим. то ли Морозов отнюдь не идеально владел терминологией традиционной исторической школы (и/или не лучшим образом относился, весьма вероятно), то ли его желание во внедрении своей терминологии било через край, то ли издатели не лучшим образом прочли его рукопись… В традиционной исторической науке эта летопись носит название «Новгородская харатейная летопись». (Согласно статьям из энциклопедии Ефрона и Брокгауза и толкового словаря Даля, русское слово «харатья» происходит от английского слова “хартия”, и этим словом характиризовались многие древние документы, особенно писанные на пергаменте).

 

Основной текст рассказывает о различных персонажах русских летописей и других нарративных источников, и в районе 241-й страницы свет падает на хана Идику, известного также как Едигей. Сведения при этом во многом берутся из весьма популярного «Сборника материалов по истории Золотой Орды» Тизенгаузена ([8]). Этот сборник можно легко охарактеризовать как один из самых популярных и, в известной степени этого слова, канонически, канонических, так как там представлены различные источники по истории Золотой Орды.

 

В этой статье хочется воспроизвести предыдущий абзац, абзац нашей ссылки и последующий абзац. До них в главе примерно в течение трех страниц описываются военные похождения Идику согласно разным источникам, а далее о нем же:

 

«Второе сообщение.. мы находим в мусульманском биографическом словаре Макризи, но оно не имеет самостоятельного значения, так как представляет буквальную переписку только что изложенного с единственной пояснительной прибавкой: «Идику — это тот, который запретил «татарам» продавать своих детей, вследствие чего уменьшился привод их в Сирию и Египет»».

 

Здесь опять, справедливости ради, нужно Николая Александровича Морозова прервать и сказать, что в традиционной подаче труды просветителя Макризи носят другие названия. Его полное имя: Таки ад-Дин Ахмед ибн Али аль-Макризи (араб. تقى الدين أحمد بن على بن عبد القادر بن محمد المقريزى‎‎; 1364, Каир — 1442, там же). Он египетский историк и географ периода мамлюков.

 

Согласно Википедии «Наиболее крупный из опубликованных трудов Макризи, «Китаб ассулук ли марифат дуваль аль-мулюк» («Книга путей к познанию правящих династий»), посвящён истории Айюбидов и мамлюков; изложение в нём доведено до 1440 года. Фрагменты сочинения, касающиеся Золотой Орды, переведены на русский язык и опубликованы В.Г.Тизенгаузеном. Историко-географический обзор Египта (Китаб аль-маваиз ва-ль-итибар фи зикр аль-хитат ва-аль-асар, «Книга поучений и назидания в рассказе о кварталах и памятниках») включает, среди прочего, биографии эмиров и других знаменитых людей, а также сведения по истории Фатимидов. Особенно ценна эта работа тем, что содержит отрывки из утраченных сочинений предшественников Макризи. Из других трудов интересен трактат о мусульманских мерах и весах».

 

Из этого абзаца видно, что Морозов не всегда справлялся с информационным потоком, который на него обрушивался, и часто официальных названий сочинений не фиксировал или просто доверял неким доносившимся до него слухам. А следующий абзац – непосредственно содержащий заинтересовавшую нас ссылку:

 

«А в биографическом словаре Эс-Сахави прибавлено еще: «Идики или Идеки, государь Дештского царства, умер насильственной смертью в 22 году (вместо 822 — 1420 года нашей эры)*. После него утвердился Магомет из рода Чингисова».

 

Традиционно Мухаммад ибн Абдуррахман ас-Сахави (830-897/1427-1489) считается автором книги «ад-Дау-аль-Лами», своего рода биографического справочника известных людей IX века хиджры. А интересующее нас примечание касается места, отмеченного в предыдущем абзаце звездочкой:

«Интересно, что у арабских писателей IX века Геджры* его вековое число 7 часто не ставилось, и вместо, например, 717 года Геджры писалось просто в 17 году и этот же 17 год был также 17-м годом и XIV века нашего счета. Особенно точно это совпадение было в 1318 году, когда I число Раби-эль-Ахира 18 года Геджры как раз приходилось на 1 июня 1318 года юлианского счета. Кроме того, Раби-эль-Ахир — четвертый месяц мусульманского года и солнце в это время было в созвездии Близнецов, где солнцеворот (тропик Рака). В 1318 году этот солнцеворот приходился на 10 июня юлианского счета и на 10 Раби-эль-Ахира мусульманского 18 года. Можно ли это считать за случайное совпадение, а не за действительное образование счета Геджры путем вычета 600 лет из 1318 года?»

* - путь становления научной терминологии нелегок, некогда хиджру называли и так. В русских летописях еще она временами называется «егира».

 

И последующий абзац: «Этот Магомет, очевидно, турецкий султан Магомет I, объединивший Турцию в 1413 году, т.е. после Идика Дештское царство на северных побережьях Черного моря считается уже частью Турции».

 

В целом: представленный материал не самый яркий с точки зрения событийной, но: он проливает свет на некую взаимосвязь календарей. И тогда весьма логично сформулировать вопрос: в свете нашего неформального интереса к истории могут ли сведения, представленные Морозовым, пролить некий свет на историю возникновения календаря лунной хиджры? Разумеется, неформальную. Кроме того, мы можем сформулировать вопрос в более широком виде: может ли этот факт пролить свет на какие-то другие вопросы, связанные с хронологией?

 

В этом свете попытаемся проанализировать материал о взаимозависимости ЮК и КЛХ, представленный Морозовым.

 

 

Анализ материала, представленного Морозовым

 

Материал, представленный Морозовым, ценен с нескольких точек зрения. Одна из них: годы, который фигурируют в нем, очень хорошо совпадают с периодом очень близко лежит к границам периода массового появления актового материала, датированного в традициях глобальной хронологии, а также самой глобальной хронологии. Более подробно о значимости этого события – в книге автора «Как возникла глобальная хронология» ([7])*.

 

* - для термина «глобальная хронология» на страницах этой книги было введено четкое определение: хронологическая система, используемая как минимум в двух политически независимых территориальных образованиях. Тем самым было подчеркнуто отличие от такого понятия, как «локальная хронология». Более подробно – в[7].

 

Морозов в процитированном отрывке обмолвился о теоретической возможности взаимозависимости между ЮК и КЛХ. Все количественные данные по пересчету дней из одной эры в другую можно провести непосредственно вручную, а можно – пользуясь программой пересчета дат из одной календарной системы в другую, представленной на сайте «Creounity Машина времени» ([9]).

 

Наш научный подход основан на методологии многоварантности: мы попытаемся на основании данных Морозова построить несколько иную версию реконструкции событий (или совокупность версий реконструкций, когда на выходе получится не одна, а несколько версий происходящих событий, мало-мальски равноправных между собой)*, которые как можно широко охватывали бы набор тем, заданных в заголовке статьи. А именно: синхронизация юлианского календаря (ЮК) и календаря лунной хиджры (КЛХ), возникновение КЛХ (после чего можно говорить о некой заявке на тему разгадки тайн мусульманского календаря, по крайней мере, теоретически), возникновение ЮК. А также высказать мнение о том, как нужно относиться к датировкам документов, которые попадают на период становления хронологии, когда даты приходятся на хронологический рубеж достоверности и еще нельзя говорить о четких устоявшихся традициях датировок**.

 

* - говоря в общем случае: данная методика представлена в логическом формализме реконструкции истории человечества, разработанном автором и изложенном в его работах [6] и [5]. Строить именно совокупность версий реконструкции не имеет смысла тогда, когда один тезис имеет явный перевес перед другим.

** - более подробно о хронологическом рубеже достоверности как о периоде, ниже которого, говоря строго, нельзя говорить о достоверности каких-либо датировок – в книге автора «Как возникла глобальная хронология» ([7]).

 

 

Перепишем равенство, данное Морозовым в абзаце, выделенном жирным шрифтом:

 

1-е Раби Эль-Ахир* (IV месяц КЛХ) 718 ГЛХ = 01.06.1318 ЮК (1)

 

* - лучше всего читать: «1-й день месяца Раби Эль-Ахир», или «1-й день IV месяца КЛХ»

 

В этот год 1 мхрм приходилось на 03.03.1318 ЮК. Следуя идее Морозова, мы сразу же можем очертить набор тех лет, когда номер года по календарю хиджры того или иного дня мог быть вычислен путем вычитания числа 600 из номера юлианского года, на который попадал этот день. При этом нужно не упускать из виду, что самое логичное начало года – это время, которое попадает на первый квартал: время от зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия, когда в северном полушарии замирает активная сельскохозяйственная жизнь.

 

Из-за абстракции и незавершенного процесса формирования всех указанных понятий точность нужно брать в два дня.

 

 

1 мхрм 700 ГЛХ = 15.09.1300 ЮК

1 мхрм 701 ГЛХ = 05.09.1301 ЮК (близ осеннего равноденствия)

        …

1 мхрм 708 ГЛХ = 17.06.1308 ЮК

1 мхрм 709 ГЛХ = 07.06.1309 ЮК (на три дня раньше летнего солнцестояния)

        …

1 мхрм 717 ГЛХ = 13.03.1317 ЮК (на день позже весеннего равноденствия)

        …                        (2)

1 мхрм 719 ГЛХ = 20.02.1319 ЮК

1 мхрм 720 ГЛХ = 10.02.1320 ЮК

1 мхрм 721 ГЛХ = 31.01.1321 ЮК  

 

        …

1 мхрм 723 ГЛХ = 09.01.1323 ЮК

1 мхрм 724 ГЛХ = 30.12.1323 ЮК

1 мхрм 725 ГЛХ = 20.12.1324 ЮК

1 мхрм 726 ГЛХ = 09.12.1325 ЮК – и где-то около 10.12.1325 ЮК имеет место зимнее солнцестояние, которое может служить началом 1326 года

 

(2) - Уравнения синхронизации начала ЮК и КЛХ

 

 

В целом: представленный материал может навеять мысли о том, что некогда номера лет записывались лишь двумя цифрами. Затем неким образом путем прибавления числа 700 была создана датировка этих лет в эре лунной хиджры, а путем прибавления числа 1300 была создана датировка этих лет в эре от РХ, или новой эре.

 

При этом было не очень просто понять, откуда взялись такие цифры. Наибольшая ясность при этом достигалась с числом 1300 – это было первое число, кратное числу 100, после 1260-го года, с которым в рамках учения Иоахима Флорского связывалось второе пришествие Христа и о котором речь идет в Библии*.

 

* - учению Иоахима Флорского в книге автора «Как возникла глобальная хронология» ([7]) посвящена целая глава

 

     Давайте рассмотрим факт синхронизации ЮК и КЛХ с разных точек зрения, в частности, с точки зрения теоретически возможной роли этого факта в становлении глобальной хронологии.

 

 

Первоначальная гипотеза автора, связанная с простым прибавлением числа номеров столетий, умноженным на сто, к двухзначным числам, обозначающим номера лет

 

Пройдя через некие размышления, автор до создания окончательной версии реконструкции (на которой он остановился сейчас и которая будет представлена в этой работе чуть ниже) сформулировал некую предварительную версию. Ее условно можно назвать версией отражения количественных свойств лунных месяцев в нумерологии, или версией о решающей роли чисел 12 и 13.

 

Эта версия была отражена в ранних версиях работы автора «Становление количественных представлений о мировой хронологии. Попытка реконструкции». Сама версия реконструкции носила характер рабочей, а работа до поры до времени не выставлялась и рассылалась узкому круг лиц. Кроме того, некое изложение материала по этой теме и рассуждения, связанные с ним, имели место в первой вышедшей в свет книге автора «Татаро-монголы. Евразия. Многовариантность» ([10])*.

 

* - были рассмотрены некоторые свойства арабского 30-летнего високосного цикла КЛХ, а также было обращено внимание на ряд свойств числа 720. В частности, на то, что 720 - это полное число (24) 30-летних циклов КЛХ, причем число 24 имеет интересное математическое свойство – это ровно 4! (читать: четыре факториал). При этом само число 720 – это 6! (читать: шесть факториал).

 

В рамках этой первоначальной гипотезы, сложившейся после первого периода размышлений над изложенным материалом, представления у автора сложились следующие. Некогда на первых порах имело место некое одновременное начало счета в двух эрах: от исхода пророка Мухаммада и в новой эре, или эре от РХ (или в неких прообразах этих эр, носивших на тот момент несколько иные названия). Такой общий старт имел место где-то в промежутке лет 1317-1325, в первом квартале года. Номер года записывался в виде одно- или двухзначного числа, номер столетия некоторое время не писался, и стал приписываться позже. При этом для европейских стран стал приписываться номер 13, что означало увеличение величины номера года на 1300, для традиционных мусульманских стран – номер 7, что означало увеличение величины номера года на 700. Откуда брались числа 13 и 7, играла ли некую роль их разность (13-7=6) и все их произведения на число 100, играли или не играли роль числа 720 и 24 как полные факториалы, оставалось только гадать и полной ясности не было.

 

Некой рабочей гипотезой были вариации на темы чисел 12 и 13, связанные с особенностями синхронизации солнечного и лунного цикла. Они связаны с тем, что от одного естественного начала хозяйственного года – первого полнолуния после равноденствия до другого проходит то 12, то 13 лунных месяцев, и с этим было связано определенное время расчетов в ту эпоху. Мифопоэтика при этом сработала таким образом, что за числом 12 закрепилась репутация числа счастливого и совершенного, а за числом 13 – репутация числа несчастья. А сто лет – это как раз удобная для интерпретации продолжительность века. При этом главной опорой и главным рабочим инструментом построения версий реконструкции был разработанный автором согласно логическому формализму реконструкции истории человечества ([5], [6]).

 

 

Гипотеза автора, связанная с началом счета лет от некоего большого числа. Начальный вид гипотезы

 

Она возникла несколько позже и основывалась на предположении, связанном с началом счета лет от некого большого (т.е. по своей величине существенно превосходящего ноль или единицу) числа, и, возможно, записи одного и того же номера года в разных системах счисления (или, если сказать более точно: в системах счисления по разному основанию) одновременно.

 

Это предположение родилось  после рассмотрения некоторых свойств чисел, лежащих в диапазонах 720-725 и 1320-1325. Тогда вышло на поверхность удивительное равенство: если, для конкретности, число 724 из этого диапазона записать в восьмеричной системе счисления, то оно запишется ровно как 1324. Если для всех чисел в краткой форме,

 

(720-725)10 = (1320-1325)8  (3)

 

Как автором было показано в третьей главе его книги «Как возникла глобальная хронология» ([7], сама глава носит название «Наиболее вероятная общая схема становления глобальной хронологии с точки зрения диалектики и социологии»), абсолютно не была исключена социологическая возможность того, что в глобальной хронологии счет лет был начат с некоего большого числа, значительно превосходящего ноль. Гипотеза в целом выглядела следующим образом:

1) – в один прекрасный момент (или: в один прекрасный период) был начат счет лет от некоего большого числа, которое было записано в системах счисления с разным основанием, следовательно, в разном виде (далее - момент начала счета).

2) - (что ясно следует из п.1 гипотезы) в другой прекрасный момент (или: в другой прекрасный период) имело место прекращение записи в двух системах с утверждением в качестве рабочей лишь десятичной (далее – момент перехода)

3) – сама система записи чисел, обозначающих номера лет, могла быть как позиционной, так и непозиционной.

 

Теперь ответ на вопрос о времени отказа от 8-ричной системы летосчисления. В наиболее полном виде он может быть дан после изучения источников в наиболее полном объеме. Но некоторые представления об этом можно получить из самых общих рассуждений.

 

Массовое и окончательное появление актовых источников, датированных в глобальной эре (в данном случае от РХ, которая позже стала называться в атеистических кругах просто новой эрой) – это примерно XV век. Первая его половина. Регион: Европа. Глобальная хронология должна быть в обязательном порядке общепризнанна, и символом подобной общепризнанности должно быть начало ее бесповоротного употребления некой высшей инстанцией. Подобной высшей инстанцией на тот момент была курия папы римского.

 

С учетом этого наш интерес о времени окончательного перехода на 10-ричную систему сводится к интересу о времени начала окончательного и бесповоротного употребления глобальной хронологии курией папы римского. Согласно Климишину ([1], стр.250), «лишь со времен папы Евгения IV (1431 г.) эра от «Рождества Христова» используется в документах папской канцелярии регулярно».

 

Этот 1431-й год попадал на время работы Базель-Ферраро-Флорентийского собора, где, помимо прочего, обсуждались и календарные проблемы (об этом есть сведения в материалах собора, и, помимо этого, автор встречал неоднократные упоминания о таковых в литературе о соборе).

 

Скорее всего, наряду с сугубо календарными проблемами, т.е. проблемами упорядочения счета дней в году, наверняка обсуждались и близко связанные с ними проблемы летосчисления. А довольно интересные сведения об этих событиях подробно – в книге Кристопа Деппена «Забытая календарная реформа Николая Кузанского» («Die vergessene Kalenderreform des Nikolaus von Kues») [12]. 

 

Сведения о стабильности номеров лет автоматически проливают свет на закрытие вопроса о выборе числа, лежащего в основании системы счисления. В данном случае о закрытии вопроса о числе 10. Это автоматически означает завершение дискуссий по выбору основания для системы счисления и маргинализацию попыток счета лет по какому-либо другому основанию. А в этом случае можно было бы говорить о неком периоде лет, связанном с числом 1431, как о временном периоде стабилизации основания системы счисления. Год 1431 попадает именно на период массового и бесповоротного появления актовых источников, датированных в глобальной эре, который, как уже было указано в статье чуть выше, приходится на первую половину XV века. Назовем этот временной период периодом стабилизации глобального летоисчисления в годах новой эры*.

 

* - разумеется, процесс становления глобальной хронологии полон и других, не менее интригующих фактов. Окончательный ответ на вопросы, поднятые в заголовке статьи, могут быть получены только после обработки всех типов датировок, фигурирующих в актовых (в первую очередь) и нарративных источниках, в которых датировка указывает на период до XVI века включительно (или приписываемых этому периоду). Будем надеяться, что рано провозглашен проект (рабочее название которого могло бы быть, к примеру, «Глобальная хронология»), в раках которого эту работу можно будет проделать.

 

 

Таким образом, по ходу рассуждений на временной оси естественным образом вырисовались два очень интересных периода, или, чуть иначе, две очень интересных зоны: зона календарной синхронизации, лежащая примерно около лет 1320-1325, и зона стабилизации глобального летоисчисления в годах новой эры, лежащая примерно около 1431 года. Дальнейшие рассуждения будут попыткой извлечения максимума информации из взаимного соотношения этих двух фактов.

 

В давние времена рассматриваемого периода была теоретически весьма вероятна путаница в употреблении и восприятии чисел, записанных в разных системах счисления, поэтому в первую очередь была предпринята попытка оценки характера хронологических искажений, которые могли бы быть вызваны этой путаницей. Если исходить из гипотезы диапазона лет, лежащих около 1431 года как о точке перехода от 8-ричной системы к 10-ричной, то возникала бы необходимость оценить величину временных интервалов от этого периода до периода начала синхронизации. При этом необходимо было каким-либо образом проделать следующие процедуры:

- прямая: на основании вида всех чисел, зафиксированных в письменном виде, построить максимально математически возможный диапазон самих чисел, исходя из набора наиболее вероятных систем счисления, подходящих для данной ситуации (к примеру: если у нас есть число, записанное как 405, то теоретически было бы возможно, что запись такого числа могла бы относится к числам 4056, 4057, 4058, 4059, и т.д., если мы предварительно можем предположить об употреблении системы счисления по основаниям 6,7,8,9 соответственно)

- обратная: на основании численных значений самих чисел дать максимально широкий вид их записи в различных системах счисления.

 

Применительно к нашей ситуации: с учетом наличия счета лет в системе счисления по основанию 8 как рабочей гипотезы, было весьма уместно рассмотреть интерпретации всех имеющихся записей чисел в 8-ричной системе счисления и сравнить их с изначальными аналогами, оставляемыми числами в привычной для нас 10-чной записи.

 

В качестве первого действия были проделаны первые рассуждения для 19-летнего метонова цикла как естественной опоры синхронизации солнечного и лунного года. Можно было подобрать первый временной момент, лежащий в зоне календарной синхронизации (годы 1320-1325), и второй временной момент, лежащий в зоне стабилизации глобального летоисчисления таким образом, чтобы разность между их номерами лет была кратна числу 19. Тем самым мы вышли на равенство

 

1435 – 1321 = 114 (4)

 

что легко можно будет переписать также и для случая записи номеров лет в 8-ричной системе:

 

14358 – 13218 = 1148 = 7610 (5)

 

Была зафиксирована также разность: 114-76=38. Тем самым, было зафиксировано, что при пересчете к номерам лет могло быть потеряно или незаслуженно прибавлено два метоновых цикла. Тем самым, если датировки, записанные в виде этих чисел, были бы просто оставлены без примечаний, то это могло привести к хронологическому сдвигу. Тем самым было получено понимание, что из того, что некий год был некогда обозначен числом 1321, отнюдь было не обязательно, что этот год был бы именно 1321 в нашем современном понимании.

 

Как известно, именно на 38 лет, т.е. именно на продолжительность двойного метонова цикла, испанская эра отстоит от эры от РХ. Что касается арабской традиции, то там число 38 могло отразиться как 638-й год, в котором халифу Омару приписывается введение календаря лунной хиджры на государственном уровне. В целом эта гипотеза была названа гипотезой синхронизации ЮК и КЛХ с записью начального года в разных системах счисления.

 

Из уравнений синхронизации ЮК и КЛХ в качестве начального периода брался или период лет 1321-1325, или 1359-1363, и утверждение о начале счета выглядело следующим образом:

- в качестве начального числа бралось 6!, и это число записывалось в разных системах счисления согласно существующим традициям

- теоретически было не исключено, что числом 1321 описан номер года, который реально был годом 1359

 

Был сделан вывод о том, что при этом период отказа от 8-й системы мог быть связан с периодом окончательного перехода на летосчисление от РХ, примерно на годы 1431-1435 (год 1431 как год начала регулярного использования эры от РХ был уже упомянут в этой статье), а события, наиболее существенным образом повлиявшие на процесс становления хронологии, происходили в течение примерно 76 лет.

 

Именно в таком виде эта гипотеза фигурирует в статье «Становление количественных представлений о мировой хронологии. Попытка реконструкции», напечатанной в одном из номеров Интернет-журнала «Артифакт» ([13]), а также на страницах книги «Как возникла глобальная хронология» ([7]).

 

 

Гипотеза автора, связанная с началом счета лет от большого числа. Окончательный вид гипотезы

 

 

            Через некоторое время, после выхода в свет книги «Как возникла глобальная хронология» ([7]) имел место новых период всестороннего анализа большого количественных данных, связанных с хронологией и историей календарей, прежде всего с системно-математической точки зрения.

 

            Можно обратить внимание на две ключевые строки из (2)

 

1 мхрм 720 ГЛХ = 10.02.1320 ЮК

1 мхрм 721 ГЛХ = 31.01.1321 ЮК,

 

Если проанализировать верхнюю из них

 

1 мхрм 720 ГЛХ = 10.02.1320 ЮК (6),


            то легко заметить, что в день 13.12.1319 ЮК, ровно за два лунных месяца, т.е. ровно за 59 дней до указанной даты, имело мест  о зимнее солнцестояние. Есть свидетельства, что зимнее солнцестояние для ряда календарных систем служило началом года.

 

Что касается двух лунных месяцев, то можно легко вспомнить факт, что в двойном метоновым цикле временной срок именно с такой продолжительностью получается в остатке при попытке сгруппировать лунные месяцы в лунные годы по 12 лунных месяцев в каждом из лунных лет.

 

Единичный метонов цикл: 19 солнечных лет, 235 лунных месяцев

Двойной метонов цикл: 2*19=38 солнечных лет, 470 = 39*12 + 2 лунных месяцев

 

Иными словами: если рассматривать полный двойной метонов цикл, то в нем не удастся создать лунные годы, одинаковые по количеству лунных месяцев в них, т.е. по продолжительности, а если рассматривать двойной метонов цикл без двух месяцев, то в нем поместится ровно 39 лунных лет (39*12 = 468 = 470 - 2).

 

Поэтому присвоение даты начала лунного года, т.е. даты 1 мухаррама, не ровно в день зимнего солнцестояния, а в день, отстоящий от него на два месяца вперед, могло быть связано с планом смелым ровно через 38 солнечных лет иметь синхронизацию дня новолуния (1-й день любого месяца Лунного календаря, в данном случае первого месяца года - 1 мухаррама) и дня зимнего солнцестояния в один день. Через 38 лет это имело место попадание 1 мухаррама ровно на зимнее солнцестояние, и в этот день могло иметь место начало солнечного года! Этот день – это 13.12.1357 года, или день Нового 1358 года, или 1 мухаррама 759 год хиджры.

 

При этом в вырисовавшийся период от 13.12.1319 ЮК до 13.12.1357 ЮК, продолжительностью 38 лет, видимо, в солнечном календаре не было еще современного привычного для нас распределения дней по месяцам и отнесения ключевых астрономических событий: равноденствия и солнцестояния на 21-23 числа соответствующих месяцев, как это имеет место сегодня. Очень интересно было бы посмотреть на все дошедшие до нас пасхалии. Скорее всего, в первой версии календаря равноденствия и солнцестояния приходились на начало месяцев. Это было идеально с точки зрения астрономии, но не с точки зрения климата, и, видимо, решили в итоге из-за лучшего климатического соответствия закрепить ту версию календаря, где дни равноденствия и солнцестояния попадали бы не на первые числа месяца, а примерно на 12-13-е число. Число 12 было выбрано, видимо, из соображений  олицетворения количества месяцев в году.

 

Год 1357, как пишет автор в своей книге «Как возникла глобальная хронология» ([7]), имеет репутацию «года мостостроения» - именно этим годом датируется сооружение первого стационарного сохранившегося до наших дней многопролетного моста в мире, в Праге через реку Влтаву. Образ моста широко использовался католической церковью. Это нашло след, в частности, в титулах первого лица католической церкви, папы римского, на языке оригинала фигурировали не только слова «Papa» и “Pappa”, но и «Summus Pontifex», «Pontifex Maximus». Нарицательно: наивысший, наибольший мостостроитель. А что касается глобальной хронологии, то она задумывалась именно как своего рода мост между народами в виде глобальной международной системы летоисчисления, чему посвящена целая глава в книге автора «Как возникла глобальная хронология». Такова была ее цель и философия.

 

Материал о становлении календарей, что дошел до наших дней, позволяет взглянуть на рассматриваемый временной промежуток 1320-1358 продолжительностью в 38 лет с другой точки зрения. Если мы рассмотрим такой вопрос истории календарей, как вопрос становления ЮК и високосов в нем, то мы наткнемся на интересный материал.

 

Неплохим непосредственным источником по этому материалу может служить книга профессора кельнского университета Анны-Доротеи фон ден Бринкен «Историческая хронология Запада. Реформы календаря и счет по тысячелетиям» (Historische Chronologie des Abendlandes. Kalendarreformen und Jahrtausendrechnungen”, [16]). Согласно материалу, представленному в этой книге, номера лет, описывающие начало и конец периода становления високосных лет, выраженные в номерах лет в традиции от основания города (Ab Urbe Condita, AUC*), совпадают с периодом двух первых метоновых циклов продолжительностью в 38 лет, отсчитанных от точки синхронизации - 721 года.  Согласно этой книге, беспорядок с високосами в юлианском календаре, возникший в результате изначальной спонтанной системы их учета, не вполне астрономически обоснованной, имел место довольно долго, вплоть до 759 года от основания города (759-753=6, то есть года 6 н.э.), когда он был ликвидирован императором Октавианом Августом. При этом последний сбой с високосами при становлении ЮК имел место в 745 AUC (с ВО 1345 н.э.). Далее долгое время, целых двенадцать лет, високосных лет не было вообще, и далее они появились и 757 AUC, 761 AUC (с ВО в 1357, 1361), а далее шли уже в современном порядке**

* - Почему-то в русскоязычной литературе эта эра очень часто называется эрой от основания Рима, хотя именно город Рим как таковой в названии эры не фигурирует. Автор книги решил все-таки привести название этой эры буквально. Хотя бы из соображений подчеркивания теоретической возможности образных трактовок (к примеру, «Город мудрости», «Город ума») – прим.

** - Что самое интересное, этот финальный аккорд в наведении порядка традиционно приписывается императору Октавиану Августу (Octavianus Augustus). Если это словосочетание перевести с латыни нарицательно, то получится ни много ни мало священная восьмерка. И именно в его честь него был назван один из месяцев солнечного календаря - Август. Кстати, в итоге восьмой по номеру в календаре.  

 

            Таким образом, процесс становления учета високосных дней в солнечном календаре завершился примерно к 1357 году. И здесь можно высказать предположение о логике тогдашних хронологов и календаристов: пока не разобрались с високосами в солнечном календаре - глобального летосчисления не вводить! А вот когда разобрались – можно кое о чем и подумать!

 

            Давайте вернемся к сведениям о мосте через Влтаву. Легенда гласит, что первый камень в основание моста заложил сам император священной Римской империи Карл IV 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту утра. При этом момент закладки был выбран неспроста. (Далее цитируется статья о Карловом мосте одного туристического сайта [16] - ВП). «Дело в том, что если записать эту дату цифрами(135797531)*, то мы получим палиндром: ряд чисел, одинаково читающийся слева направо и справа налево. В те времена таким сочетаниям придавали очень большое значение и считалось, что заложенный в такой момент мост будет стоять века. Ну пока что это сбывается». С неким символизмом того, что до сегодняшнего дня жива глобальная хронология, обнародованная в тот момент. А что касается Карла, то он, согласно статье из Википедии о нем, остался в истории как автор первой в средневековой Европе светской автобиографии и инициатор составления новой исторической хроники. При этом, согласно нашим рассуждениям, факт составления им новой исторической хроники просто сам собой выходит на поверхность.

* - так в статье. Можно этот палиндром расписать более формально: 1357.09.07, 05.31. Год – число – месяц. Такая форма записи есть. Как минимум попытки счета по минутам уже были.

 

 

* * *

 

            Можно ли на основании приведенного материала прийти к некоторым рассуждениям глобалистического характера? Попробуем. По ходу работы с материалом мы вышли на палиндромиальное число, одинаково читающееся слева направо и справа налево. Давайте попробуем его положить в основание нашей версии реконструкции.

 

            Итак, есть номер года 1357, следующий после него 1358. Не очень давно завершились наблюдения и фиксация метонова цикла в 19 солнечных лет и кратных ему временных интервалов. Совсем недавно завершилось наблюдение високосного цикла и его упорядочивание по датам солнечного календаря. Локальных временных систем хватает, есть в том чисел те, что считают по кварталам, по лунным месяцам и их как-то пытаются упорядочить. Выбор глобальной системы должен максимально соответствовать интересам каждой из сторон, поэтому назревает выбор большого числа как номер нулевого года в глобальной хронологической системе. Этот выбор необходимо осуществить как для тех, кто считает по солнечному календарю, так и для тех, кто считает по лунному.

 

            Чуть выше было показано, что глобальные календарные наблюдения за поведением високосов в солнечном цикле велись в 1319-1357 годах, в течение всего 38-летнего двойного метонова цикла. На этом задачу выбора глобального номера нулевого года в системе счета солнечных лет можно считать решенной. И можно строить мифологемы вокруг года под номером ноль, приписывая ему различные легендарные события.

 

            Теперь вопрос лунных лет и способов их учета. Среди календаристов на тот момент наверняка возникло и развилось умение как работать с лунно-солнечными календарями, так и группировать лунные годы по 12 месяцев, формируя год лунного календаря, который на 10.83 дня короче солнечного юлианского года. Теперь вопрос выбора номера лунного года и начала лунного года.

 

Здесь, может быть, эффект календарной синхронизации и сможет подсказать нам всю процедуру решения этого вопроса. Учета лунных лет в 1357 году пока нет. Обращается внимание на номер года, отстоящий на два метоновых цикла – 1320, математиками изучаются свойства этого числа и отыскивается число 6!, а также восьмеричная система счисления, о которой на тот момент были некие представления. Тогда найденное красивое число 6! переписывается в привычной для всех 10-чной системе, в результате чего из-под пера календаристов выходит число 720.

 

А что касается 1-го месяца лунного года, за которым со временем закрепится арабское название мухаррам, то с ним решили особо не мудрствовать и первый месяц лунного года зимы 1357-1358 годов решили привязать к первому месяцу солнечного года*.

 

* - хочется напомнить: 13.12.1357 года, или день Нового 1358 года при счете начала солнечного года от дня зимнего солнцестояния - это 1 мухаррама 759 год хиджры.

 

            Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что 1357+19=1376, то есть, если к году, с которым связано становление глобальной хронологии, прибавить продолжительность одного метонова цикла, то мы получим год возврата папского престола в Рим и прекращения т.н. «авиньйонского пленения» - 1376.

 

            Кстати, сама продолжительность авиньйонского пленения – 76 лет – ровно по длительности совпадает с длительностью т.н. Каллипова цикла – 76 лет.

 

 

            Как кажется автору, эта версия реконструкции выглядит значительно более красиво, чем та, которую можно было бы построить, взяв в качестве основания для ее построения какой-либо другой факт.

 

 

* * *

 

Есть еще некая тонкость, связанная с годом 1582 как с годом григорианской реформы календаря. Обращает на себя внимание то, что 1582 - 2*128 = 1326, а год с номером 1326 – это последний, фигурирующий в уравнениях (2). Тогда можно прийти к банальному выводу: указанную рассинхронизованность ЮК с природными циклами могли заметить значительно раньше 1582 года, но на момент реформы назначить именно 1582 год как год, отстающий от момента запуска ЮК с хорошей точностью на два цикла появления отставания ГК от ЮК на один день продолжительностью в 128 лет.

 

 

 

Выводы

 

Автор пришел к следующим выводам:

 

- факт одновременного старта глобального летосчисления в эрах новой эры и эры лунной хиджры действительно имел место - число 6! могло оказать влияние на выбор чисел 1320 и 720 как на начальные годы новой эры и эры лунной хиджры.

- одна из самых красивых версий реконструкции становления глобальной хронологии связана с годом 1357

- 8-ичная система счисления была маргинальной и не нашла широкого применения

- календарь лунной хиджры на первых порах был сугубо экспериментальной календарной системой, и он имеет те же самые корни, что и юлианский календарь, т.е. европейские.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Климишин И.А. Календарь и хронология. М. Наука, 1985.

2. Brincken von den, Anne-Dorothee. Historische Chronologie des Abendlandes. Kalendarreformen und Jahrtausendrechnungen. Kohlhammer, 2000

3. Бируни А. Избранные произведения. Ташкент 1957. т. I, 1974

4. Морозов Н.А. Христос. 8-й том. Новый взгляд на историю русского государства. М. Леан-Крафт 2001. Электронная версия: http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/8-I02-03.htm

5. Поляковский В.Т. Логический формализм реконструкции человечества на основании имеющегося исторического материала. http://www.wladmoscow.narod.ru/log_form_rek.htm

6. Поляковский В.Т. Теоретические основы реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала, Интернет www.wladmoscow.narod.ru/teor_osn.htm

7. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010

8. Тизенгаузен А.Г. Сборник материалов по истории Золотой Орды. Т. 1-2. Спб. 1874-1940

9. «Creounity Машина времени». http://apps.creounity.com/time_machine/index.php?go=arab.php

10. Поляковский В.Т. Татаро-Монголы. Евразия. Многовариантность. М. Форум, 2002.

11. Рат-Вег Иштван. Пёстрые истории. М. Крафт. 2004.

12. Daeppen Christoph. Die vergessene Kalenderreform des Nikolaus von Kues. Mai 2006.

13. Поляковский В.Т. Становление количественных представлений о мировой хронологии. Попытка реконструкции. Одна версий работы - журнал "Артифакт", 4-й номер за 2007 год. http://artifact.org.ru/voprosi-globalnoy-teorii/v-t-polyakovskiy-stanovlenie-mirovoy-hronologii-popitka-rekonstruktsii.html

14. Католическая энциклопедия.  Интернет, www.newadvent.org, статья «The Pope».

15. Brincken von den, Anne-Dorothee. Historische Chronologie des Abendlandes. Kalendarreformen und Jahrtausendrechnungen. Kohlhammer, 2000

16. Карлов мост (Чехия, Прага) - Все пражские дороги ведут сюда. Туристический сайт. http://otzovik.com/review_1139975.html

 

М., июнь 2014