Российский исторический альтернативизм: как он может
Быть полезен России.
Или кому служит нынешняя традиционная историческая наука с точки зрения геополитики…
Геополитическое основание российского менталитета всегда имело одну неоспоримую компоненту. Эта компонента была связана с местом России на политической карте мира, с тем, что Российская империя, СССР, и Российская Федерация как государственные образования занимали первое место по территории. Это обстоятельство было таковым, что позволяло среднему
гражданину России в выборе своего занятия руководствоваться не только своими текущими бытовыми интересами, но интересами государственными. Психология мирового лидерства всегда была неоспоримой компонентой российской державности и российского менталитета.С этой точки зрения нынешнюю стратегическую ситуацию в российском государстве нужно признать как удручающую. Страна утрачивает лидирующие мировые позиции по ряду направлений науки и промышленности. В последней по-настоящему процветают лишь отрасли, направленные на эксплуатацию национальных богатств. Такая ситуация ставит Россию в ряд стран третьего мира.
Российский исторический альтерантивизм с точки зрения геополитики дает Росси возможность занять лидирующее место в одном из самых интересных гуманитарных направлений исследований в мировом масштабе – в области хронологии древности и построении вероятностных моделей мировой истории. Российский исторический альтерантивизм зиждется на критическом отношении к тем датировкам событий истории так называемого средневековья и так называемого древнего мира, которые родились в
XVI веке в результате работы тогдашних католических и протестантских философов Жозефа Жюста Скалигера и Дионисия Петавиуса. Первый из них в своих работах (“De emenadatione temporum”, “Thesaurus temporum” (“Об улучшении времен”, “Словарь времен”)) канонизировал и дал попытки астрономических и календарных привязок хронологической концепции Евсевия и Иеронима с ее продлением на 1000 лет в исполнении Маттео Пальмиери (предмет иронии и насмешек со стороны тогдашнего просвещенного общества сразу же после ее выхода в свет, датированного 1477 и 1481 годами), а второй из них, будучи членом ордена иезуитов и автором работы “Opus de doctrina temporum” (“Произведение об учении вермен”), в канонизированном виде способствовал ее внедрению в тогдашнюю систему образования. Геополитической целью такой доктрины было подчеркивание древности, а следовательно, в рамках средневекого менталитета, авторитетности древнего Рима, древней Греции, древнего Ближнего Востока и подчеркивание многовековой культурной отсталости других регионов. Более подробно – к примеру, на www.wladmoscow.narod.ru/2003-why.htm.Когда школьнику говорится, для конкретности, что Рим был основан в 753 года до о.э., т.е. за 2700 лет до наших дней, и не говорится о легендарно-символическом пути появления этой даты, и других проявлениях сложности этого вопроса, что в рамках школьной программы абсолютно не обязательно, то тем самым на его голову обрушивается поток информации, сомнительной с хронологической точки зрения. Такой подход нужно считать недопустимым, так как это является ничем иным, как издевательством над невинными детскими душами. Рассказ о воображаемой глубокой древности таких регионов, как Южная Европа, Индия, Китай является изложением маловероятных гипотез и способствует развитию совершенно необоснованного раболепия перед этими странами. Иногда относительно упомянутой датировки основания Рима употребляется слово легенда, но при этом возникает трагикомичная ситуация попытки датирования легендарных событий. Было бы очень забавно на фоне признанной легендарности этих событий произвести датировку к примеру, победу Иванушки дурачка над Кащеем бессмертным. Самое трагичное, что подобный поток информации идет не со страниц бульварных изданий, а со страниц официальных учебников истории.
Сомнения в справедливости такой хронологии время от времени высказывались многими мыслителями мирового масштаба, в частности, Ньютоном и Вольтером.
Мировая альтерантивная историческая наука на сегодняшний день представлена в Россси и Германии рядом независимых исследователей. В Москве и Потсдаме проходят открытые семинары независимых исследователей в этой области, имеется опыт проведения конференций. Есть ряд интересных работ по вопросам развития цивилизации с точки зрения технократической культуры, разработан логический формализм реконструкции истории человечества. Значимым событием оказалось празднование 150-летнего юбилея рождения Николая Александровича Морозова, проведенное в мае и июле нынешнего 2004 года.
Среди российских исторических альтернативистов давно назревают идеи создания формального научного заведения, написания нового учебника истории на период древности и средневековья, создания энциклопедии альтернативных знаний по древности и средневековью, разработка ряда туристических маршрутов по наиболее значимым местам. Имеется идея созыва всероссийской конференции преподавателей истории.
Такие идеи находят частичный отклик в академической среде, есть интерес со стороны ряда учебных заведений, которые заинтересованы в сильном и здоровом российском образовании.
Пока выдвигается проект реструктуризации школьной программы по гуманитарным дисциплинам, в рамках которой ряд вопросов, которые традиционно относились к мировой истории, перенеслись бы в предмет отечественной и мировой литературы. Это позволило бы сохранить передачу достижений мировой культуры и лишить ее сомнительной привязки к хронологии.
Как серьезное препятствие структурного характера можно охарактеризовать отсутствие со стороны официальной науки опыта в регистрации подобных структур.
Отношение со стороны российской традиционной исторической науки можно охарактеризовать как нейтральное. Ряд ее представителей со своим опытом и багажом знаний оказывают исследователям-альтерантивистоам серьезную помощь. Здоровое неравнодушие проявляется лишь относительно применения ряда приемов, недопустимых для научных исследований.
Что касается мировой практики преподавания истории в ряде стран мира, то есть положительный опыт в таких странах Нового Света, как Канада, США, Бразилия, Австралия, ЮАР, где со стороны местной системы образования вопросам европейской древности внимание не уделяется..
К вопросу несовершенства концепции мировой истории примыкает еще один вопрос, непосредственно связанный с историей России и народов Российской Федерации. Речь идет о проекте по истории государства, которое в учебниках истории фигурирует как Золотая Орда. В свое время кризисность данного вопроса продемонстрировала история двух конкурсов на написанию историю данного государства которые провозглашались в
XIX веке. Организаторам конкурса была представлена в итоге лишь одна работа написанная историком Хаммером-Пургшталем на немецком языке, которой было решено первое место не присуждать. По сути фиф о Золотой Орде как о великом восточном государстве является средневековым перепевом песен о восточной угрозе и работает на чисто западную идеологию, заинтересованной в образе востока как образе врага.В настоящее время в научной среде существует несколько версий реконструкции истории того государства, которое могло быть прообразом Золотой Орды. Созыв всероссийской или международной конференции историков при участии представителей тюрских народов было бы не худшим решением этого вопроса.
Если говорить о реформе российского образования в целом, то важным ресурсом его совершенствования было бы улучшение системы преподавания иностранных языков. Идеальным вариантом было бы развитие системы гимназий, где бы преподавались как минимум два иностранных языка (английский, немецкий французский на выбор). В условиях сельских и удаленных районов, где проблемы с преподавателями иностранных языков всегда ощутима, можно организовать системы видеоуроков на основе имеющихся курсов. Это создаст у учащихся ощущение близости к достижениям мировой цивилизации и позволит им глубже преодолеть российский комплекс отсталости…
С точки зрения мировой значимости российской науки развитие проекта по хронологии древности и реконструкции истории человечества дает ей шансы на лидерство в мировом масштабе.
Поляковский Владислав Тадеушевич
Октябрь
-Ноябрь 2004P.S.
Все важнейшие работы автора этих строк в области хронологии древности и средневековья – на www.wladmoscow.narod.ru/chronrus.htm www.wladmoscow.narod.ru/chronrus.htm