План развития проекта “Новая концепция гуманитарного образования, или новый учебник истории”.
Проект “Новая концепция гуманитарного образования, или новый учебник истории” ставит своей целью качественное улучшение состояния российского среднего и высшего образования.
Данный план разработан с целью максимально быстрой и эффективной внедрения передовых достижений российского и гуманитарного образования в школьную программу, а также с целью максимальной промоции и популяризации деятельности общественно-политических движений “Союз” и “За достойную жизнь”.
В основе работы и реализации проекта лежал бы принцип “Провозглашение проекта – реакция на провозглашение проекта со стороны широкой общественности – ответная реакция со стороны общественно-политического движения “Союз” - принятие взаимоприемлемых решений – внедрение принятых решений в жизнь”. Конкретный поэтапный план предлагаемых к проведению мероприятий предлагается именно из этих соображений.
I
ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.На этом этапе предлагается принять принципиальное решение о том, видит ли общественно-политическое движение “Союз” и “За достойную жизнь” в этом проекте, а если видит, то в каком качестве. Интересовало бы также мнение по тому вопросу, в каком виде хотело бы движение видеть этот проект.
Говоря более подробно, было бы неплохо обсудить каждый из тех вопросов, которые являются составляющими частями проекта. В частности, было бы желательно наличие оценки со стороны общественно-политического движения по поводу состояния среднего и высшего образования в целом, его основных проблем и задач, возможность взаимодействия с различными средними и высшим учебными заведениями, а также их вышестоящими органами (управлениями по образованию), министерством среднего и высшего образования, учебно-методическими советами.
Не исключено, а также очень желательно создание собственного учебно-методического ученого совета проекта, который в течение продолжительного времени (а особенно в случае неприятия учебно-методической части проекта со стороны официальных органов образования) играл бы роль научно-методического центра проекта. Именно этот совет играл бы роль органа, который мог бы высказать свое мнение по вопросам конкретного содержания учебных программ. Такой совет мог бы высказывать свое мнение и оказывать свое
влияние на отдельные вопросы, связанные с исследовательской и научно-методической работой, а также изучения положительного опыта в сфере образования ряда зарубежных стран.За таким советом была бы не исключена роль теневого министерства образования и его позиционирование в таком качестве.
Не исключена возможность позиционирования, а также массового обсуждения отдельных вопросов, связанных с этим проектом, в СМИ (газеты, телевидение, радио) и Интернете.. Была бы неплоха организация контактов с ведущими органами массовой информации, наиболее причастными к вопросам науки и образования, прежде всегда молодежными и педагогическими периодическими изданиями (“Учительская газета”, “Комсомольская правда”, “Московский комсомолец”), массовыми издательствами, а также с отдельными средними и высшими учебными заведениями.
Со стороны отдельных исследователей-альтернативистов такая работа уже проводится. Установлены контакты с рядом СМИ, радиостанциями, некоторыми педагогическим учебными заведениями. Налажена работа ряда Интернет-сайтов и групп по рассылке. Написано ряд интересных книг по данной теме, ряд из которых ждет своего часа издания.
Таким образом, этот этап явился бы ключевым…
II
ЭТАП. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ПРОЕКТА И ЕГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ НА ПЕРВОЕ ВРЕМЯ.На этом этапе было бы неплохо провести все те мероприятия, которые уже освещены при обсуждении первого этапа. Этот этап был полностью посвящен вопросам массового позиционирования проекта и организации его как можно более широкого обсуждения. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА, ПРИНЯТЫЕ РУКОВОДСТВОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ “СОЮЗ”, В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПОДЛЕЖАТ ВСЕНАРОДНОМУ ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ И ОБСУЖДЕНИЮ. Именно на этом этапе общественно-политическое движение могло бы себя пропозиционировать в новом качестве, в результате чего возрастет его популярность и идеологический авторитет.
Трибуной для этих обсуждений могут быть:
- Всероссийская (или даже международная) гуманитарная конференция, которая могла бы быть созвана при активном участии официальных органов образования и людей, непосредственно причастных к преподаванию истории.
- СМИ, к которыми будут установлены надлежащие отношения.
- Интернет-сайт проекта
С этой целью была бы желательна связь с СМИ (газетами, телевидением, радио) и Интернете.. Очень желательно взаимодействие с ведущими органами массовой информации, наиболее причастными к вопросам науки и образования, которые были перечислены при описании предыдущего этапа. Было бы также неплохо установление и развитие контактов с отдельными средними и высшими учебными заведениями. Не исключено внедрение отдельных рекомендаций, принятых учебно-методическим советом, в учебные программы конкретных учебных заведений. Не исключено провозглашение конкурса на новый учебник истории, новый учебник мировой литературы, философии и других гуманитарных дисциплин.
Учебно-методический центр проекта при этом играл бы важную роль центра по приему и переработке информации.
III
ЭТАП. РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА И ПРОВЕДЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ.По итогам обсуждения проекта, которое имело место на предыдущем этапе, было бы неплохо составить таблицу напряженности вырисовавшихся вопросов. Эти вопросы были бы вынесены на обсуждение конференции. Ряд возникших текущих вопросов можно было бы обсудить в рабочем порядке…
Такая конференция носила бы цель принятия и утверждения концепции проекта “Новая концепция гуманитарного образования, или новый учебник истории”, включая методические рекомендации по новому учебнику истории, литературы, философии, концепции преподавания русского и иностранных языков. Не исключено провозглашение конкурса на новый учебник истории, новый учебник мировой литературы, философии, а также и подведение их итогов.
В рамках конференции с целью сохранения и приумножения лучших традиций российского образования, которые были выработаны десятилетиями, неплохо разработать механизм всенародного (или, по крайней мере, массового), обсуждения школьных учебных программ. При этом не худшим приемом было бы организация взаимодействия с министерством просвещения и отделением истории Академии наук России и создание при нем специальной комиссии по этому вопросу..
По итогам конференции было бы неплохо официальное провозглашение ее итогов с как можно более широким освещением в СМИ.
IV
ЭТАП. ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ В ЖИЗНЬЭтот этап является самым отдаленным, потому самым тяжелым с точки зрения предсказания хода событий и планирования.
Очень хотелось бы на этот этап отнести процесс постепенного внедрения реформы в действующую систему образования путем организации курсов подготовки и переподготовки кадров, курсов повышения квалификации, летних школ. Была бы желательна более детальная разработка и утверждение учебной программы как для средней школы, так и для высших учебных заведений, а также для высших учебных заведений гуманитарного и педагогического профиля. Не исключено внедрение в школьную программу элементов игровой подачи материала, а также элементов тематического туризма.
С точки зрения сосуществования с существующим и общепринятым учебником истории не исключено рассмотрение возможности такого сосуществования. В таком случае обязательным политическим шагом было бы утверждение со стороны министерства образования созданного творческим объединением проекта альтернативного учебника истории с официальным указанием о возможности преподавания такого курса истории наряду с традиционным.
Как до конференции, так и после нее может пойти речь о создании специализированной научной группы по проблематике реконструкции истории человечества, которая может принять формы кафедры, отдела, научно-исследовательского заведения, с возможностью организации обучения по данному направлению. Именно создание и формализация в научных и политических кругах такой группы должно быть программой-минимум проекта.
Помимо вопросов, затронутых выше, неплохо предпринять еще одну попытку написания истории такого не вполне исследованного государства, как Золотая Орда, и выразить точку зрения по этому вопросу. Как известно, несколько попыток написания истории этого государства, провозглашаемые в
XIX веке, к успеху не привели, и ни одна из представленных работ официально утверждена не была.Принципиальным при этом оказалось бы лишь подчеркивание необходимости готовности для проведения активных политических мероприятий (митинги, пикетирования, сборы подписей, референдумы) в случае оказания явственного политического сопротивления принятым решениям конференции.
Разработчик Поляковский В.Т.
Ноябрь 2004