О дискуссии, произошедшей 9 июня
Итак, первая публичная дискуссия между традиционалистами и альтернативистами состоялась.
Вкратце ее история. Автор этих строк позвонил знакомому атеисту, в телефонном разговоре выразив свое мнение о том, что основное противоречие существующей хронологии (или основная проблема сегодняшней хронологии) состоит в том, что летоисчисление идет от рождения легендарной фигуры, и было бы неплохо, в частности, пересмотреть и поднять публичные дебаты о том, а не сделать ли летоисчисление от какого-либо другого события с гарантировано несомненной датировкой в годах, например, от первого плавания Колумба, от английской либо голландской либо французской революций и т.д. В ответ он был выведен на одного молодого человека, которого зовут Александр Евгеньевич, а его журналистским псевдонимом является Щев. Недавний выпускники истфака, на сегодняшний день активный атеист в должности зам. Председателя московского атеистического общества.
Само знакомство произошло во вторую субботу мая, и сразу же Щев поделился идеей проведения публичной дискуссии между традиционалистами и альтернативистами. Автор строк предложил не глядя «Многовариантность: быть или не быть?», его оппоненту это не понравилось, в результате родилось название: «Может ли история иметь варианты?».
Далее уже все превратилось в дело техники. Согласовать дату, найти место, найти немного денег. Задумывалось как первое такого рода, на которое будет дано публичное объявление с оповещением всех желающих.
Идея проведения такого мероприятия очень понравилась издательству «Леан-Крафт» (и не ахти как понравилась другим издательствам, по крайней мере, несмотря на разосланные приглашения, автор там их не видел). Таким образом вырисовались два формальных организатора встречи: Российский атеистический союз и издательство Крафт-Леан. Пользуясь случаем, хочется выразить благодарность сотруднице этого издательства Людмиле Николаевне Македонской за оповещение всех любителей творчества Морозова, которые проявляли активный интерес к творчеству Морозова и были частыми гостями издательства.
Что касается поиска места, то здесь все уперлось в то, что сперва организаторам показалась студенческая аудитория на 50 человек (большими истфак не располагает) маловатой, к тому же излишне емкой с точки зрения оргработы, которую бы поглотило ее выбивание. Потому родилась идея провести в ДК, хоть и платном (после двух недель ударных поисков был найден один из самых дешевых и приличных вариантов в виде филиала ДК АМО ЗИЛ на Симферопольском бульваре (забегая вперед, даже с учетом продления мероприятия на два часа, получилось действительно не столь дорого). Что касается времени, то решили все провести до жары и до отпусков, не откладывая дела до осени.
Что касается формы и регламента, то это долго обсуждалось (рабочей версией, предлагаемой автором данных строк, была подготовка каждым из участников дискуссии слова на тему «Может ли история иметь варианты?» во избежание тематического разнобоя, который имеет мерзкое свойство разряжать любую дискуссию, и потом решили остановиться на простой формуле «слово нашим – слово вашим, кто что хочет, то и говорит», путем предоставления слова равному числу людей с той или с другой сторон (по ходу дискуссии он вырисовался в принцип равного проведения времени на трибуне, так как численный перевес явно был на стороне альтернативистов). В первой части планировались пленарные доклады с ответами не текущие вопросы, после этого перерыв, а после этого – прения, на которые и была сделана основная ставка, а по их завершению был предложен для обсуждения вопрос, нужна ли для альтернативистов какая-то формальная научная структура.
Забегая вперед, отметим, традиционалисты своими выступлениями в известной степени показали правоту автора данных строк с точки зрения тематического разнобоя, как между собой, так и по отношению к темам альтенативистов. Порою это выглядело не ахти как интересно и не ахти как задорно, автор позволит себе такой субъективизм. Во время самих прений время поджимало, и далеко не на все реплики хотелось реагировать активно (по крайней мере, автору данных строк).
Из традиционалистов исключением был сам Щев, который вел себя по-бойцовски, хотя и корректно, проявили разнобой в тематике и их выступления показались не ахти как яркими. Основная финансовая нагрузка легла на альтернативистов. За Александром Евгеньевичем, отдавая ему должное, легла нагрузка еще нагрузка приглашения журналистов, с чем он и справился. Был представитель «Огонька» и еще одной газеты, который спросил у автор данных строк пресс-релиз, в ответ на что были показаны материалы для готовящейся формальной структуры (манифест, программа, план действий, обращение и вопросы к историкам-профессионалам).
После выяснения времени и места автор данных строк разослал приглашения и обзвонил всех потенциальных гостей (мера имела частичный успех). Для реализации идеи более широкого оповещения было расклеено несколько объявлений за три дня до начала (в том числе на истфаке МГУ и бывшего МГПИ, и в институте отечественной истории), а также было дано платной строчное объявление в «Московском комсомольце» (газета хорошая, только из-за некоего взаимонепонимания среди организаторов и неясности вопроса с источниками финансирования объявление вышло слишком поздно – в номере от 9 июня).
На момент рассвета 9 июня перед автором данных строк лежали следующие темы докладов:
- Ефремов Юрий Николавевич. Астрономические данные как база для традиционной истории (не состоялся по причине отсутствия докладчика, хотя послушать было бы интересно)
- Балахванцев Арчил Савельевич. Древние языки в свете НХ
- Володихин Дмитрий Михайлович. Альтернативная история XIX-XX-XXI веков(не состоялся по причине отсутствия докладчика, хотя послушать было бы интересно)
- Быстров Александр Васильевич. Оригинальная интерпретация результатов альтернативной истории
- Щев-Бедяков Александр Евгеньевич. Глобальные проблемы исторической науки в свете методологии альтернативной истории.
Доклады со стороны альтернативистов планировались в менее жестко сформулированном виде, примерно так. Более однотемно, но не менее интересно
- Валянский Сергей Иванович. Многомерная история
- Жабинский Александр Михайлович. Новая история искусства.
- Калюжный Дмитрий Витальевич. Методология мировой истории
- Кеслер Ярослав Аркадьевич. Основные проблемы мировой истории
- Поляковский Владислав Тадеушевич. Проблемы мировой хронологии.
Автор строк пришел на место за 50 минут до начала. Это хватило, чтобы взять у директора ДК Галины Павловны Кулаковой пачку билетов, нужным образом расставить столы и разложить собственные трофеи, привезенные в прошлом году из Германии (книги и журналы по альтернативистике), а также подготовить копилку, куда все желающие бросали на многовариантность сколько кому не жалко.
Работал буфет. Освещение и звук в зале были очень хорошими, а наличие плоской части у стульев предыдущего ряда позволяли делать записи. В президиуме стояло два стола и шесть стульев.
Среди почетных гостей пожаловал внучатый племянник Н.А.Морозова Владимир Борисович Бирюков (возраст примерно 70 лет).
В 15-30 автор этих строк сдал свой почетный пост продавца билетов (20 р.) молодому историку по имени Евгений, игравшего роль охранника. Справился он с ней блестяще. Калюжный получил желанную роль ведущего (планируемый Щевым нейтральный человек не явился). Собралось всего примерно человек 50, самым грустным фактором была массовая неявка историков-профессионалов.
Президиум заняли Щев, Калюжный, Поляковский.
Доклады в последовательности: Балахванцев, Кеслер (до конца не досидел по уважительной причине), Быстров, Валянский, Жабинский, Калюжный, Щев, Поляковский. Конец в 18-00, прения решили проводить без перерыва.
Согласно обещанию, в прениях выступили все желающие. Евгений Иванович Крюков (единственный из-за пределов Подмосковья), Владимир Анатольевич Иванов, Александр Анатольевич Ширко, Николай Сергеевич Келлин, Владимир Викторович Морозов. Вновь Балахванцев, Калюжный, Щев, Иванов. Самым эмоциональным из выступающих был Балахванцев, самым конструктивным Ширко.
Примерно в 19-30 закончилось последнее выступление. Поскольку Широк в своем выступлении так или иначе поднял проблемы создания легальной структуры, автору данных строк ничего не оставалось, как попросить всех желающих ощущать причастность к этому делу остаться. Тем самым вырисовавшаяся неформальная группа предварительно приняла решение нечто подобное создавать.
С точки зрения финансов все стоило около 7700 рублей, доходы от продажи билетов были значительно меньшие. Расходы, по-русски, легли на три кармана.
Итак, первый шаг сделан. Что дальше?
Влад Поляковский, 11 июня 2001.