Поляковский В.Т.

А была ли Империя?
Критическая статья, написанная в жанре "контрпропаганда", как творческий ответ Алексею Борисовичу Никольскому и его статье "Некоторые аспекты управления Империей".

Эпиграф
imperator - а) командующий войсками b) властелин, император
imperitia - неопытность, невежество
imperium - I) повеление, распоряжение, II) право давать приказания, власть, а) верховная власть в государстве, правительство, правление, b) военная власть...
Латинско-русский словарь.

Статья Алексея Борисовича Никольского "Некоторые аспекты управления Империей" выставлена в Интернете на www.newchrono.ru [1]. Она также вошла в сборник трудов "Проект "Цивилизация". Материалы первой и второй конференций" [2].

Вкратце логика той статьи следующая. Была некая империя. Она упоминается прямо в первом же абзаце статьи "Попытка воссоздать систему управления беспрецедентным геополитическим образованием, каким являлась Великая Ордынская империя XIV-XVI веков (со ссылкой на "Империю" Фоменко-Носовского), сталкивается с целым рядом почти непреодолимых трудностей"....

После этого места статья, в особенности со второй по восьмую главу, написана безукоризненно. Фактический материал довольно богат.

Итак, логика статьи: если империя была - то все в порядке... Но... откуда же следует, что она именно была? И если было, то что?

Вот тут то и хочется напомнить то, что авторы "Империи" Фоменко и Носовский (с их логикой опустошительного похода, русско-тюрских войск с Востока на Запад, в результате чего эта самая империя и образовалась), а вслед за ним Алексей Борисович упускают одну маленькую вещь. Эта вещь вызывает при общей их критической настроенности на средневековые источники удивление. Они элементарно почему-то не учитывают того факта, что многочисленные упоминания об ужасном походе, который обрушился на Европу в 1240 году, могут быть сомнительными или вообще не соответствующими действительности, как, к примеру, вряд ли соответствует действительности описание походов Ганнибала, включая его битву при Каннах. (Кстати, в рамках формализма многовариантности, который развивается автором книги, такое называется однозначно: образ из хроники с вероятным оригиналом с невысокой степенью достоверности, по которому при реконструкции можно провести такую операцию, как нигилизация - провозглашение образа недостоверным. Он изложен в ряде работ автора, в частности, "Теоретические основы реконструкции истории человечества"[7], выставленной в Интернете на www.wladmoscow.narod.ru/teor-osn.htm, которые стали одной из глав его книги "Татаро-монголы. Евразия. Многовариантность"[8]).

Не опускаясь в источниковедческие детали, давайте порассуждаем о главном: могла ли такая империя в те далекие времена, со своими атрибутами, а именно, Верховным правительством Империи (выражение из [1]), Ордой, Ханом, Кесарем, Цезарем, Королем (Королями) вообще возникнуть? Вообще со всемирной властью, которая бы контролировала всех и вся? Допустим ,что была. Тогда как она могла возникнуть? И как, по какому принципу, могли строиться отношения между метрополией и колониями?

Этот вопрос более чем подробно рассмотрен в работе автора "Империя или помельче? Или немного о развитии человечества с точки зрения генезиса микро- и макрогосударств и организации власти" [9]. По ходу работы рассматривается модель, которая состоит из двух областей: более и менее развитой, причем и а и другая находятся на стадии почти первозданной
дикости.

Представители более развитой области вполне могут пойти в область менее развитую, поставить там свою администрацию, организовать там сбор налогов, или, хотя бы регулярную выплату дани (первый атрибут государства). При этом допустим, что у менее развитой области не всегда есть силы на оказание сопротивления. Что дальше?
!!!!


Дальше начнется самое интересное, которое связано с тем, как эта самая менее развитая область поведет. Она может повести себя так, что через некоторое время устойчиво войдет в новое государственное образование. Может себя повести несколько иначе: активно бороться за свои интересы. Причем активно борьбу за свои интересы сможет повести не только коренными силами, но и силами тех представителей завоевателей-колонизаторов, которые там очутились, либо их потомков (вспомним хотя бы борьбу за независимость североамериканских колоний, которая была поднята теми же англоязычными переселенцами).

Основной !!!!!1

Если такую ситуацию перенести (у автора этих строк на языке вертится слово "проэкстраполировать", но оно слишком физично, и лучше всего, наверное остановиться именно на слове "перенести" - ВП), на средневековье, то здесь ситуация еще более сложная. Причина простая - пути сообщения. Тогда на какую-то непокорную область карательную экспедицию организовать не столь просто хотя бы по причине очень дорогой организации походов. К тому же: служба оповещения. То есть, если кратко: чтобы с какой-то области собрать налоги, туда нужно прибыть с не очень малыми силами. Иначе можно легко натолкнуться на сильное местное сопротивление. А эти силы нужно, в свою очередь, как-то собрать. Иначе туда не поедешь. Замкнутый круг, выход из которого: некоторое, говоря физическим языком, пороговое количество вооруженных сил, начиная с которого можно бы было осуществлять сбор налогов в дальних регионах (или дожидаться присылки дани из них).

Именно по этой причине в средние века в ряде очень часто было распространено, с одной стороны, так называемое полюдье (это когда представители высших слоев общества со своим дворами просто разъезжали по вверенным им землям и время от времени, как правило, по очереди, у каждого из них жили, заодно собирая при этом налоги, как правило, в материальном виде). В практике Речи Посполитой "кочующий король" был обычным явлением (об этом пишет хотя бы Стрыйковский [4]). Об этом же пишет Девидсон в "Процессе Цивилизации" [5], причем в довольно откровенных тональностях? Роль королей и других высших феодалов сравнивается с ролью полевых командиров, причем, как уверяет сам Девидсон, он в таком сравнении не одинок.

Могло быть, конечно же, и другое: та общность людей, которая на определенный момент оказывается более сильной, может другим общностям людей (или, говоря более общо, другим государствам) по интересующим ее вопросам просто диктует свою волю. При этом глава этого сильнейшего государства, зная себе цену, просто будет себя именовать каким-то особым титулом (к примеру, повелителем вселенским) и требовать именно такого же обращения к себе. Такая ситуация, по всем законам политики, действительно будет иметь место в течение некоего промежутка времени, пока (как нетрудно догадаться) другие государства не окрепнут и не станут оказывать серьезное сопротивление. Тогда рано или поздно вырисуются те законы дипломатии, которые отразят этот паритет в силах.

При этом очень хочется вернуться к образу "кочующего императора". Наверное, именно такой образ породил обилие мифов, в частности, миф о добром короле, который время от времени прискакивает со своей смелой свитой (а при кочевом образе жизни без такого качества, как смелость не обойтись, пардон за банальность - ВП) даже в дальние деревушки и несет с собой свет, карая несправедливых, оказывая должное внимание храбрым и сильным юношам - кандидатам в рыцари и прекрасным женщинам....

И именно так, наверное, возник миф об империи. О котором на западе литературы на очень мало (хотя бы Борхард [6], профессор университета из города Дюк, Западная Вирджиния, США). О котором не очень мало во второй книге автора статьи, под предварительным названием "Средиземноморье. Средневековье. Многовариантность".

Именно такой образ империи, был, видимо, воспринят и Фоменко и Носовским... Но, хочется вопрос повторить, была ли империя и, если была, то что она из себя представляла? То есть чем же правили люди с титулом imperator - в переводе с латыни просто повелитель?

ЛИТЕРАТУРА
1. Алексей Никольский. Некоторые аспекты управления Империей. www.newchrono.ru
2. Алексей Никольский. Некоторые аспекты управления Империей. В сборнике "Проект "Цивилизация". Материалы первой и второй конференций". М. 2001.
3. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. М., 1996
4. Stryjkowski Maciej. O poczatkach, wywodach.... . Warszawa, 1978.
5. Davidson Ralph. Der Zivilisationprozess. Wie wir wurden was wir sind. U.B.W. Verlag., Hamburg 2002.
6. Borchardt Frank. German antiquity in renaissance myth. Baltimor and London, 1971.
7. Поляковский В.Т. Теоретические основы реконструкции истории человечества. Интернет www.wladmoscow.narod.ru/teor-osn.htm
8. Поляковский В.Т. Татаро-монголы. Евразия. Многоваринтность. М. 2002
9. В.Т.Поляковский. Империя или помельче? Или немного о развитии человечества с точки зрения генезиса микро- и макрогосударств и организации власти. Интернет,
www.wladmoscow.narod.ru/imp-mel.htm

Сайт управляется системой uCoz