В.Т.Поляковский
wlad@df.ru

Представления о становлении эр летосчисления, полученные на основании материала, следующего из рассмотрения метонова цикла и временных промежутков, ему кратных .

 (Одна из предшествующих версий статьи имела заголовок «О становлении хронологии для детей» с подзаголовком: «О становлении хронологии на детском уровне»)

 

            Условные обозначения:

AUC – ab urbe condita (от основания города)
ВО – вероятный оригинал*
ГХ – год лунной хиджры
РХ – рождество Христово
СМ – сотворение мира
ЮК – юлианский календарь

* - Понятие из логического формализма реконструкции истории человечества, разработанного автором и изложенного в его работах [7] и [8].

 

1. Небольшое вступление

            В книге «Как возникла глобальная хронология» [1], представляющую собой научно-популярную версию диссертации автора этих строк, а до ее выхода в свет – в одной из версий работы «Становление количественных представлений о мировой хронологии. Попытка реконструкции» [2], своего рода предшественнице этой книги, были осуществлены попытки дать ответы на некоторые вопросы, связанные с происхождением чисел, описывающих в годах расположение основных эр летосчисления на временной оси относительно основной системы летосчисления, которой в наше время является новая эра, или эра от РХ.

            Если бросить взгляд на проблематику происхождения номера первого года, от которого пошел счет лет в этой эре, то в этой книге [1] были представлены все легкодоступные для русскоязычного исследователя гипотезы. За последние двадцать лет со стороны российских исследователей, принадлежащих к естественнонаучной школе исследования общественных процессов, гипотезы о происхождении номеров лет в различных эрах летосчисления были высказаны А.Т.Фоменко, Г.М.Герасимовым, Г.И.Сердцевым.

У А.Т.Фоменко в его работе «Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии» [3] поднимается вопрос о происхождении номеров лет на уровне, как показалось автору, довольно робкой гипотезы о том, что номера лет в эре от Христа произошли путем приписывания к некой первоначальной форме записи номера года слева от него знака “I”, который мог обозначать как и букву “I”, так и число 1000, или латинской буквы “M”, обозначающей тысячу. Рассматривалась также гипотеза приписывания слева от числа буквы “D”, которая, с одной стороны, могла реально означать “Dominus” - «Бог» в переводе с латыни, а с другой стороны, в системе римских чисел она могла означать число пятьсот.  Там же высказывалась гипотеза о том, что реально буквосочетание “M.D.”, имеющее место в разных записях, реально могло означать не только буквально число 1500, записанное римскими цифрами, но еще и фразу “Magnus Dominus” - «Великий Бог». О природе происхождения этих чисел в работах этого автора, в том числе написанных в соавторстве с Г.В.Носовским, сведений содержится очень мало*.

* - что касается дальнейших его изысканий в этой области, то, к величайшему сожалению, версии упомянутых авторов по разным вопросам от одной книги до другой часто сильно разнятся, и на основании всей совокупности их произведений в целом не очень легко найти более-менее устоявшуюся точку зрения этих авторов по рассматриваемому вопросу происхождения эр летосчисления.

Довольно ярко гипотеза о происхождении номеров лет выглядит в произведениях другого автора естественнонаучной школы - Георгия Михайловича Герасимова, в его книге «Теоретическая история» [4] . С его точки зрения, вплоть до середины XVII века глобального летоисчисления не было вообще, а старт оно взяло лишь в это время. Причем началось очень оригинально - со сквозного счета лунных месяцев, по ходу чего в один прекрасный момент, уже в эпоху Екатерины II (вторая половина XVIII века), в одночасье было принято решение прекратить сквозной счет лунных месяцев и вместо этого ввести счет солнечных лет с сохранением текущего номера, порожденного счетом лунных месяцев. Все хроники, в которых имелось указание на время года (весна, лето) в сочетании с его номером тем самым в рамках его гипотезы провозглашались сфальсифицированными.

Что касается Георгия Ивановича Сердцева, то в его работе «Становление хронологии в XV – XVI вв. нашей эры» [5] высказывается гипотеза, что эры хиджры, от сотворения мира и от РХ возникли после григорианской реформы календаря в 1582 году. При этом синхронизация их между собой была осуществлена в виде, например,

67 Иоан = (9)67 ГХ = (15)67 РХ = (70)67 СМ     (1)

где под записью «Иоан» подразумевается русский царь Иоанн IV (Грозный), годы правления 1547-1584. Особое место у него занимает ряд вопросов русского летосчисления и гипотеза о том, что изначально разность между годами от СМ и РХ была не 5508, а 5500 лет.

Одним из главных принципов по генерации гипотез автора этих строк служило то обстоятельство, что на основании дошедшего до нас исторического материала можно предпринять попытку нахождения рубежа хронологической достоверности*. Из этого материала больше всего нас бы интересовали массовые датированные в глобальных хронологических системах актовые архивы. Рубеж их появления/исчезновения легко фиксируется по факту наличия самих актовых архивов: это XIV-XV века.

* - хочется выразить надежду, что здесь нет необходимости подобно разъяснять, что подразумевается под этим термином. Рубеж хронологической достоверности - это некое место на оси времени, в более поздние времена от которого вверх мы можем более-менее верить достоверности событий, а в достоверность событий, лежащих в более ранние времена, мы обязаны сомневаться. Именно об этом идет речь в трех предложениях, разместивших на задней обложке книги «Как возникла глобальная хронология» [1].

Изначальная гипотеза, высказанная в [2], основывалась на числах 12 и 13, фигурирующих в рассмотрении синхронизации солнечного и лунного циклов, а также на одном из свойств философского менталитета той эпохи, в которой понятии «век» и «столетие» часто собой олицетворяли новую эпоху. На это накладывалось одно из положений философского учения Иоахима Флорского, согласно которому наступление эры святого Духа ожидалось в 1260 году. При этом число 1300, получавшееся как произведение чисел 13 и 100 и получившее тем самым смысл завершения эпохи тринадцатого, не вполне счастливого, века, могло вполне знаменовать собой наступление нового мира.

            Вторая гипотеза, представленная в книге «Как возникла глобальная хронология» [1], основывается на факте синхронизации юлианского календаря и календаря лунной хиджры. На первый план в ней выходит эпоха, лежащая в годах 1320-1358 н.э., которая и сыграла главную роль и в становлении обоих календарей, а заодно и в становлении эпох новой эры (эры от РХ) и эры хиджры. При этом можно было легко заметить равенство

(720-725)10 = (1320-1325)8 (2)

 

а также то, что (720)10 = (1320)8 = 6! (читать: шесть факториал). В этом случае при проведении рассуждений о происхождении чисел, которые легли в основу номера года, можно было легко сослаться на число шесть и ряд его примечательных свойств*, а также на одну из трактовок философского смысла факториала как операции последовательного произведения натуральных чисел**.

* - к таковым можно причислить, примеру, одно свойство правильного шестиугольника, только в котором из всех правильных многоугольников расстояние от центра до вершин равно расстоянию между вершинами. Это давало ассоциацию на землемерие как одну из прикладных задач геометрии

** - как осталось в памяти у автора, это на уровне ассоциативных намеков фигурирует в учении Иоахима Флорского (а нем множество литературы, в частности, недавно выпущенная в виде буклета «Зеркало мистерии» [9], более подробно в «Как возникла глобальная хронология» [1]), одного из его последователей Петра Иоанна Оливи (о нем у американского философа Девида Бурра в [10]), а также в учении Николая Кузанского, что можно найти в издании его трудов в двух томах [11]. Фразы «два в трех», «три и четырех» при изображении этих чисел в виде вложенных друг в друга кругов являются своего рода философской интерпретацией математической операции умножения, а философский смысл факториала как операции последовательного произведения натуральных чисел – это торжество последовательного восхождения к вершинам мудрости

 

            Обе изложенных гипотезы оставляли ощущения достигнутого некоего промежуточного финиша, но не полученного итогового результата.

Соблюдая формальности, нужно упомянуть и традиционную версию, согласно которой появление эры от РХ приписывается архивариусу папы римского, монаху из Скифии* Дионисию Малому, или Дионисий Ничтожному (Dionysis Exiguus). Ему приписывается решение просчета Пасхалии не в годах эры Диоклетиана, как приписывалось эпохам до него, а в годах от Рождества Христова. В итоге в качестве первой даты начала исчисления лет от РХ оказался отнюдь не «нулевой» год, а год под номером 525. При этом традиционная история отрицает глобальный счет лет непосредственно от эпохи Христа. Это полностью соответствует результатам диалектических рассуждений автора работы, основанных на рассмотрении взаимозависимости экономики и глобальной хронологии, изложенных в [1].

* - Скифия как страна в ряде источников выглядит как эсхатологическая, т.е. страна мифическая или полумифическая и/или выступающая в роли источника некой угрозы и/или некого ужаса.. Но эсхатология – это отдельная тема, и в этой работе она будет упомянута лишь кратко

 

2. Взаимодействие становления математики, календарной астрономии и хронологии  на заре человечества

           Положение дел в целом: вопрос происхождения номеров лет в ряде основных эр летосчисления не решен на достаточно удовлетворительном научном уровне. С целью попытки достижения положительных сдвигов с устранением данного несовершенства давайте умозрительно отойдем на самый примитивный уровень развития математики. Когда нет ни дифференциальных уравнений, ни интегралов, ни теории математической корреляции, ни ее некорректного применения.. Когда есть лишь некоторые представления о натуральных числах и способы их записи на примитивных записывающихся средах (к примеру, на земле или на клочках кожи, из которых со временем начнут делать пергамент), и лишь первые шаги начинает делать производство бумаги.

            Допустим также, что человечество в лице его лучших умов в некий момент высчитало-таки с мало-мальски удовлетворительной точностью продолжительность солнечного года и лунного месяца в солнечных днях и зафиксировало период их взаимной синхронизации: 19 лет*. Пасхальный, или метонов цикл. Этот факт всячески всеми желающими проверяется. Когда проверка показывает положительные результаты, то факт вызывает всеобщее одобрение и в определенный момент осознание этого факта способствует появлению ощущения всеобщей радости.

* - немного о периоде взаимной синхронизации солнечного и лунного цикла. Если, к примеру, 1 марта 2015 года замечается полнолуние, то может возникнуть вопрос, о временном промежутке, по истечению которого можно было бы наблюдать это же полнолуние (говоря в общем случае - наблюдать ту же самую лунную фазу) в этот же день солнечного календаря, в то же самое 1 марта? Ответ: таким временным промежутком будет метонов цикл продолжительностью в 19 лет.

 

            Это ощущение всеобщей радости дополняется тем, что принимается решение привязать ряд календарно-хронологических понятий к тем цифрам, которые фигурируют в записи чисел, связанных с этих циклом. Хочется напомнить: в одинарном 19-летнем цикле 19 солнечных лет, 235 лунных месяцев, 6939 дней.

            Давайте представим себе семью, в которой ребенок едва научился говорить. Ему рассказали о том, как читаются те или иные буквы, показали кучу кубиков и теперь он предпринимает попытку сложить из них свои первые в жизни слова. К примеру, он находит кубики с буквами «К», «О» и «Т», и пытается собрать из них слово «КОТ». Он некоторое время роется в куче с разными кубиками, находит кубики с нужными буквами, долго их вертит в руках, разбрасывает, время от времени издает различные звуки и выражает различные эмоции, затем их двигает по полу или коврику, где ему родители дали играть и ползать. В результате через некоторое время в виде комбинации из трех кубиков появляется желанное слово «КОТ».

            Улыбки, смех и всеобщая радость. Слово прочитывается несколько раз. Всеобщий восторг всех членов семьи. Далее, возможно, маленькому ребенку объяснят, как из этих же букв составить слов «ТОК», «КТО», и что они означают. Иными словами, его обучат простейшим палиндромам. И, если у ребенка что-то получится с составлением слова и его прочтением, что его лицо опять обретает нежно-умилительное выражение с нотами детского ликования.

            А теперь давайте представим такую же сцену всеобщего ликования, но не в семье с маленьким ребенком, обучающимся грамоте, а среди участников некоего объединения астрономов-календаристов, занимающего, помимо прочего, и вопросами глобальной хронологии.

            Что касается уровня их математической подготовки, то он был весьма неплох. Количество дней было досчитано до числа 6939, и это позволяет сделать вывод о не очень низком уровне их математической культуры, где есть и умножение, и деление целых чисел нацело, и вычисление остатков от деления. А также наличие других операций, таких, как довольно точное вычисление дробей, в том числе десятичных… Участники этого объединения астрономов-календаристов владеют как позиционной, так и непозиционной системой записи чисел и хорошо знают их свойства. Еще они понимают, что в как в той, так и в другой системах записи чисел можно взять за основу разрядов различные числа, и тогда одно и то же число в системах счисления по разных основаниям будет отражено разными комбинациями цифр.

           Их интересует, помимо прочего, физическая и геометрическая интерпретация получающихся чисел. Окружающее пространство быстро распознается как трехмерное, обладающее длиной, шириной и высотой. Это легко иллюстрируется путем игры в кубики: однозначные числа выглядят, как камешки, лежащие на одной прямой, двузначные числа занимают некое место на плоскости. Для интерпретации трехмерных чисел уже нужно брать несколько слоев, состоящих из стержней и шаров, и при этом каждый новый разряд символизирует новую плоскую поверхность, которая кладется поверх старых.

            А для четвертого измерения уже начинаются вполне закономерные проблемы. Можно, разумеется, после уже  заполненного первого слоистого кубика приступать к заполнению второго, но это уже будет символизировать начало некого нового мира. Одним словом: первые три разряда трехзначного числа имеют довольно простую интерпретацию в виде длины, ширины и высоты, в отличие от четвертого и последующих разрядов…

 

3. Календарно-астрономическая схема получения даты начала иудейской эры

            Глобальная хронология должна обладать своим главным свойством: глобализмом, то есть признанностью во многих странах. Если связывать это философское понятие с тогдашним уровнем математической культуры, своего рода символом глобализма могло бы стать открытие четвертого измерения с фигурированием на его месте цифры 1. На чуть более поэтизированном языке: при открытии нового пространства, нового мира, нового измерения, этот новый мир в обязательном порядке нас должен встречать цифрой, знаменующей начало – цифрой 1. Именно она смотрелась бы наиболее естественно, именно ее размещение на первом месте в новом четырехзначном числе вызвало бы максимум одобрения и минимум протестов.

А на практике летосчисления это означало бы, что искомый нами номер года, с которого мог бы реально пойти счет лет, наиболее вероятно, выглядел бы таким образом, что он бы представлял собой четырехзначное число с единичкой на первом месте.

           Что касается вопроса порядка расположения цифр в числе, то на первых порах доминирующим будет представление о том, что цифры в числе должны располагаться строго в порядке возрастания, так как это могло бы символизировать постепенное и гармоничное восхождения к мудрости. И, в известной степени, это может дать минимизацию получающихся чисел по величине.

            Тем самым более-менее вырисовались правила упорядочивания цифр в тех наших числах, которые поначалу будут играть роль сугубо символических. Теперь на первый план вышел бы вопрос нахождения самого набора цифр.

            Для определения этого набора цифр взор астрономов-календаристов наверняка бы упал на число 19 как на число лет в метоновом цикле и как на число, которое тем самым могло бы символизировать гармонию между солнечным и лунным циклом, а значит, гармонию в астрономии в целом. Его, а также числа, кратные ему, можно было рассмотреть с различных точек зрения, в том числе путем записи в различных системах счисления.

            В самом числе 19, записанном в десятичной системе, есть две примечательные цифры: единица и девятка. Первое, не равное нулю, и последнее по величине однозначные числа. Если рассмотреть двойной метонов цикл продолжительностью

19*2=38 лет*, (3)

* - в дальнейшем его будет называть равенство двойного метонова цикла

то из него мы можем последовательно выписать цифры 1, 2, 3, 8, 9. А это значит, что наши астрономы-календаристы в минуты радости великой осознания роли числа 19 в мировой цивилизации могли взять несколько клочков бумаги, ткани или простейших деревянных предметов и написать на них эти цифры. И, естественно, они могли бы подготовить рабочий стол  или поверхность, по которой они могли бы предметы с написанными на них цифрами двигать, а затем бы просто начали двигать их по этой поверхности и располагать их по четыре предмета с цифрами в ряд. И при этом цифры, написанные на этих предметах, образовывали бы различные числа.

            Если при этом работал бы принцип последовательного возрастания цифр, то астрономы-календаристы могли бы в минуты радости великой осознания роли числа 19 в мировой цивилизации, свято застолбив за единичкой самый левый разряд, из рассматриваемого набора цифр, получившегося на основании равенства двойного метонова цикла, составить следующие числа:

1238, 1239, 1289, 1389 (4)

            Давайте этот набор чисел будем называть «Набор метонов_2 простой», или, согласно нумерации формул в нашей статье, набор (4).

Наименьшие по величине из них – 1238 и 1239. Единственная пара, образующая плотность. Ассоциации в свете хронологии как темы статьи они вызывают однозначные: годы т.н. татаро-монгольского нашествия. После которых настал год под номером 1240 – год, связанный со сменой тысячелетий в рамках иудейского летосчисления от сотворения мира… Именно в этот год наступило новое, 6-е тысячелетие по этой эре. Ибо, согласно справочникам по хронологии, начало иудейской эры отнесено на год 3760 до н.э.. А если вспомнить, что понятие тысячелетий в хронологии было глубоко символичным, часто смысл выражения «тысячелетие» был тождественен выражению «день господний»*, то можно легко построить прозрачную версию реконструкции о начале счета лет в некой хронологической системе. В этой системе на первом этапе числа записывались весьма несложно – как однозначные, двузначные, трехзначные, а затем в определенный момент времени к текущим номерам лет были добавлены несколько тысячелетий.

* - подобные метафоры есть в Библии.. К примеру, 2-е послание Петра:

38 «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Более подробно об этом в «Как возникла глобальная хронология» [1].

Итак. Наши веселые, пирующие и ликующие астрономы-календаристы, в атмосфере всеобщей радости и веселья, связанной со свершением тогдашней науки – установлением продолжительности лунного цикла, могли легко на неком пишущем материале написать выражение 19*2=38. Затем они могли проявить свой интерес к четырехзначным числам*, и с целью получения разнообразных четырехзначных чисел могли просто двигать кубики с нарисованными на них цифрами, получая различные числа, в том числе 1238 и 1239.

На следующем этапе они могли немного поразмыслить о том, а не привязать ли им к числу 1240 некое событие мирового масштаба, связанное с глобальной хронологией, что давало связь как с датировкой татаро-монгольского нашествия, так и с вероятным оригиналом начала иудейской эры…

 

Рис. 1. Двойной метонов цикл и числа, рождающиеся в результате перемещения цифр, участвующих в его полной поцифровой записи. Просматривается связь с годами татаро-монгольского нашествия и вероятным оригиналом начала иудейской эры

 

Можно ли материал, представленный на этом рисунке, использовать для генерации версии реконструкции некоего хода событий, связанного с возникновением иудейской и христианской эр? Попробуем…

Наша версия реконструкции. До некоторого момента было обилие отличных друг о друга локальных хронологических систем. Затем встал вопрос о том, что было бы неплохо создать единую, глобальную систему летосчисления, ибо разброс в хронологии порождал недоразумения в экономике… А это могло стоить (и наверняка стоило) дорого.

Ну и как раз имеющийся под рукой числовой материал, сформировавшийся после рассмотрения двойного метонова цикла, был задействован для решения этой задачи… Для отличия создаваемой новой глобальной системы летосчисления от всех локальных вышла на поверхность потребность большого числа, от которого реально бы шел счет лет, и в роли такого числа оказалось число 1240. Теоретически можно каждое из чисел, входящих в простой метонов_2 набор, или набор (4), опоясать числами, большими меньшими его на единицу,  и тем самым получить набор чисел, который можно бы было назвать «Расширенный метонов_2 набор». Или набор (5). Получился бы он следующим:

 

1237, 1240, 1288, 1290, 1388, 1390 (5)

Давайте обратим внимание на то, что число 1240 в этом наборе идет под вторым номером. И зафиксируем это обстоятельство.

А для завершения рассуждений на этом этапе давайте рассмотрим одну из систем счисления, в которой шел счет по солнечным годам. Это принципиально, хотя наряду со счетом по солнечным годам был бы вполне возможен счет по другим временным промежуткам, в частности, лунным месяцам и кварталам. Допустим, в момент решения введения новой системы летосчисления в ней был год под номером N1. Тогда версии наиболее вероятного хода событий:

Первая версия

 - этот номер N1 был прибавлен к числу 1240 и тем самым был провозглашен номер года в новой глобальной эре. И этой новой глобальной эре было суждено стать той эрой, которую мы называем новой эрой, или эрой от РХ,

- этот номер N1 оставался без изменений, либо же к этому номеру года N1 было добавлено число, кратное одному или нескольким тысячелетиям. И эта система летосчисления в виде, когда одна из цифр в записи числа в ней, самая левая, означала число тысячелетий, а остальные цифры в записи числа сохранились, будучи позаимствованными со старой, и стала иудейской системой летосчисления. Вместе с тем возникла символическая метафора этот год считать годом создания некоего нового мира, поэтому эра обрела названия эры от сотворения мира. Ее начало было отнесено на отметку -3760 год до РХ.

При этом, что касается реально имевшей место исторической традиции, то в ее рамках номера лет записывались преимущественно без номеров тысячелетий, в виде двух- или трехзначных чисел. Подобно тому, как несколько позже, в XVI-XVII веках, это имело место в России при записи номеров лет в Византийской традиции от СМ.

Вторая версия

На первом этапе был провозглашен первый год в некой новой эре, с четкой фиксацией временного расстояния до каждой из предшествующих. Затем выяснилось, что это плохо, что менталитет каждого из участников товарообменных отношений таков, что годы с очень малым номером часто сбивают с толку, часто их малые номера воспринимаются как необходимость перезапуска и вызывают недоумение, а вместе с ним и путаницу. Тогда решили обратиться к тому номеру, который большинству бы показался наиболее авторитетным, и под рукой оказалось число 1240 как число, обладающее рядом положительных свойств по причине его связи с двойным метоновым циклом. Это число и оказалось в роли ключевого, и с ним позже стала связана и эра летосчисления от РХ, и религия  христианство. Одним из его свойств была его полная нейтральность относительно какой-либо из локальных систем летоисчисления.

А на втором этапе вернулись к счету лет от нулевой точки и решили для придания веса и авторитетности прибавить несколько тысячелетий. Так и появилась первая система летосчисления от СМ.

            При этом, что в рамках  первой, что второй версий, в рамках нашей версии реконструкции была создана гипотеза о возникновении иудейской эры летосчисления от СМ… А все даты мы заносим в хронограф, отнесенный к концу статьи..

            Необходимое примечание. Пока на наши рассуждения никак не влияет разбиение солнечного года на лунные месяцы. Оно могло быть и произвольным,, и выглядеть так, как оно выглядит в иудейском лунно-солнечном календаре, и так как оно приписывается т.н. Древнему Риму, где в счет дней велся только в течение десяти лунных месяцев, а в оставшуюся часть года – нет.

 

4. Календарно-астрономическая схема получения даты начала эры от основания города (AUC), эры лунной хиджры и отражения числового материала, появившегося по итогам рассмотрения тройного метонова цикла, в сведениях о юбилеях празднования Христа и в легенде о Карловом мосте в Праге

 

А сейчас давайте вернемся к нашей веселой компании пирующих и ликующих исследователей, отмечающих установление продолжительности лунного, или пасхального, или метонова цикла, хотя имя Метона к этому временному интервалу на тот момент пока не приписали… Следующий на очереди предмет игры – игра с тройным метоновым циклом продолжительностью в 3*19=57 лет. Равенство тройного метонова цикла. Последовательное выписывание цифр из этого равенства дало бы ряд 1, 3, 5, 7, 9, что позволило бы с сохранением единицы на самом левом разряде записать следующие числа:

1357, 1359, 1379, 1579 (6)

При этом в поле их внимания наверняка попали бы два левых числа этого ряда: 1357 и 1359. И наверняка легко бы замечалось следующее:

- 1357 3*19 = 1300, а последнее число удивительным образом совпадает с номером года, которому приписан первый юбилей Иисуса Христа

- пару лет 1357 и 1359 можно было весьма гармонично дополнить до тройки, вписав между ними число 1358.

Рис. 2. Тройной метонов цикл и числа, рождающиеся в результате перемещения цифр, участвующих в его полной поцифровой записи. Просматривается связь с годами строительства первого пражского моста

А теперь давайте вспомним легенду о строительстве Карлова моста в Праге, первого стационарного в Европе. Легенда гласит, что первый камень в основание моста заложил сам император священной Римской империи Карл IV 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту утра. При этом момент закладки был выбран неспроста. Согласно статье о нем на одном туристическом сайте [6]:

 «Дело в том, что если записать эту дату цифрами (135797531)*, то мы получим палиндром: ряд чисел, одинаково читающийся слева направо и справа налево. В те времена таким сочетаниям придавали очень большое значение и считалось, что заложенный в такой момент мост будет стоять века. Ну пока что это сбывается».

* - так в статье. Можно этот палиндром расписать более формально: 1357.09.07, 05.31. Год – число – месяц. Такая форма записи есть. Еще можно заметить, что как минимум попытки счета по минутам на тот момент уже были.

Что касается самого императора Карла IV, то он, согласно статье из Википедии о нем, остался в истории как автор первой в тогдашней Европе светской автобиографии и инициатор составления новой исторической хроники. Что весьма неплохо сочетается с вышеописанной хронологической изюминкой строительства моста в его честь.

Таким образом, год 1357 в мировой истории закрепился как «год мостостроения». Образ моста широко использовался католической церковью. Это нашло след, в частности, в титулах первого лица католической церкви, папы римского, на языке оригинала фигурировали не только слова «Papa» и “Pappa”, но и «Summus Pontifex», «Pontifex Maximus». Нарицательно: наивысший, наибольший мостостроитель. Тогда на первый план выходит некий символизм, связанный с олицетворением того, что глобальная хронология задумывалась как своего рода мост между народами в виде глобальной международной системы летоисчисления. Такова была ее цель и философия. В книге автора «Как возникла глобальная хронология» [1] этому посвящена целая глава.

Рис 3. Символическое изображение Карлова моста в свете его роли в глобальной хронологии

 

* * *

Празднованию юбилеев Христа мы не будем в нашей статье уделять большое внимание, этот вопрос довольно обстоятельно освещен в [1], дадим лишь маленькую иллюстрацию нашей гипотезе, отвечающую на вопрос о происхождении традиции и связанной с выражением 1357 – 3*19 = 1300 в виде небольшого рисунка. Хотя, с другой стороны, для ответа на этой вопрос достаточно взять первое после 1240 натуральное число, кратное 100. Как раз 1300.

Рис. 4. Число 1357 и теоретически возможная его взаимосвязь с датировкой первого юбилея Рождества Христова

 

* * *

А следующий аспект роли тройного метонова цикла в становлении различных хронологических систем достоин более подробного освещения. Он касается знаменитой системы летосчисления от основания города – AUC (ab urbe condita) и сводится к вопросу возможности построения гипотезы о взаимосвязи начала летосчисления от основания города с равенством тройного метонова цикла.

Давайте рассмотрим центральную строку из рис.2, где изображены в ряд цифры, участвующие в записи равенства тройного метонова цикла: 1, 3, 5, 7, 9. И давайте вновь вернемся к попытке воспроизведения менталитета тогдашних астрономов-календаристов.

Он мог развиваться таким образом, что астрономы-календаристы, говоря в общем случае, могли создать на основании неких соображений сколько угодно систем летосчисления. Одна из них могла возникнуть после того, когда встал бы вопрос о создании системы летосчисления, которая имела бы разность с этой от РХ не более тысячи лет, а менее…

Мог ли такой вопрос встать? Из соображений справедливости, точнее, из соображений удовлетворения компенсационного психологического комплекса, вполне. Соображения о необходимости именно четырехзначного числа могли легко маргинализоваться (или, что то же самое – отойти на второй план), забыться, а на первый план могло выйти рассмотрение трехзначных чисел. Таких трехзначных чисел из набора для тройного метонова цикла (6) можно было сформировать много, и одним из самых красивых получилось бы число 753.

Рис. 5. Число 1357 и появление числа 753, связанного с эрой от основания города (AUC), чаще называемой эрой от основания Рима

 

Это же число, к счастью, могло появиться и из других соображений. Как было отмечено чуть выше, некая группа астрономов-календаристов решила создать эру летосчисления, которая бы имела разность с эрой от РХ менее тысячи лет. Что касается точного установления точного временного расстояния, то здесь соображения удовлетворения компенсационного психологического комплекса могли выдвинуть в качестве ориентира в их деятельности число

1240 – 1000 = 240 (7)

и это число могло быть вычтено из числа 1000, чтобы получить столь же знакомое число 760:

1000240 = 760  (8)

и от этого числа просто могли быть рассмотрены в порядке убывания числа, полученные при рассмотрении числового набора тройного метонова цикла:


759, 753, 751, 739, 735, 731, 719, 715…. (9)

И, вспоминая то обстоятельство, что в наборе четырехзначных чисел, получившихся по итогам  рассмотрения двойного метонова цикла (5) на втором месте идет весьма фигурирующее также в нашем рассмотрении число 1240, мы можем смело сказать, что было найдено еще одно соображение для появления числа 753 в мировой хронологии. И поэтому можно смело выдвигать гипотезу о связи эры от основания города с тройным метоновым циклом.

 

* * *

Можно попытаться искать тему взаимосвязи тройного метонова цикла еще с одной популярной эрой летосчисления, приписываемой древности – эрой Олимпиад. Она связана с четырехлетним солнечным циклом Олимпиад, в котором три года простых и один високосный. Когда в ней производилась датировка, то указывался номер олимпиады и номер года в этом цикле.

Если записать число 19 в 8-ричной системе в виде 23, то у нас получится: 753 + 23 = 776. Ровно тот номер, которым описывается эра Олимпиад, временное расстояние от ее начала до начала н.э. Вновь на поверхность выходит метонов цикл.

Давайте не забывать о том, что раз уж мы заглянули в мир 8-ричной системы счисления, то там переход в новое тысячелетие происходит при числе 777, как раз следующему после числа 776. А если в этом 8-ричном мире число 753 вычесть из 1000, то мы получим число 25, которое при переходе в 10-ричный числовой мир обретет значение 21. При этом 21 = 7+7+7. Итого: в последнем абзаце у нас дважды проскочили три семерки. Происхождение символа.

В книге «Как возникла глобальная хронология» роль систем счисления с другими основаниями в становлении глобальной хронологии описана более подробно.

 

Рис. 6. Связь числа 1000 и числа 776, описывающего эру Олимпиад 

 

* * *

Между числами 753 и 776 есть еще одна интересная взаимозависимость. Как известно, продолжительность солнечного года – 365,2422 дней, продолжительность двенадцати лунных месяцев – 354,36 дня. Их соотношение дает частое 0,97, своего рода коэффициент. Именно такой же коэффициент поучится, если 753 разделить на 776. Еще один балл в пользу гипотезы о глубоких корнях взаимосвязи между различными системами летосчисления?

            Впрочем, есть еще один механизм образования эр летосчисления, связанный с переносом ряда событий, лежащих на хронологической оси, назад по этой оси. Этот механизм несложный: если есть ряд некоторых событий, описывающих некий процесс или взаимосвязанную между собой цепочку событий, то вполне возможно, что в некий момент в угоду неким конъюнктурным соображениям эта цепочка событий переносится на другие даты, как правило – более старые. При этом датировка этих событий в актовых документах или нарративных источниках, которая в них проставлена, провозглашается датировкой в некой новой эре. Так в мировой историографии и возникает новая эра. И, с точки зрения автора этих строк, само историческое место эры Олимпиад хронологических канонах Евсевия-Иеронима, а вслед за ними - в традиционной истории возникло именно так. При этом механизм появления именно числа 776 как начала эры описан выше, а самыми громкими событиями, описанными в этой эре, были некие конфликты на Эгейском полуострове, позже описанные как греко-персидские войны, и освоение европейцами ближайших к Европе регионов Азии, описанных как походы Александра Македонского.

 

* * *

            Теперь давайте обратим взор на мусульманский календарь лунной хиджры, где идет счет по лунным, т.е. укороченным солнечным годам, а в качестве начала отсчета выбран исход пророка Магомета (Мухаммада). Удастся ли нам сформулировать гипотезу, или, что тоже самое, создать версию реконструкции, о связи традиционного календаря лунной хиджры с тройным метоновым циклом, и будет ли она иметь шансы на достоверность? Одна из последних работ автора статьи под названием «Европейские корни мусульманского календаря по хиджре: обоснование гипотезы» ([12]) была недавно, в 2015 году, опубликована в журнале «Мусульманский мир».

Эта статья оказалась в известной степени подводящей итоги деятельности по исследованию точек синхронизации календаря лунной хиджры и солнечного юлианского календаря. В ней был рассмотрен ряд точек на временной оси и ряд временных интервалов. Самым интересным и показательным из них оказался день 13.12.1357 (ЮК) года. В этот день было и зимнее солнцестояние, и первый день Нового года по календарю лунной хиджры - 1 мухаррама 759 года. И равенство синхронизации можно было бы записать следующим образом:

 

13.12.1357 ЮК = 1 мухаррама 759 ГХ    (10)

Из этого равенства видно, число 1357, связанное с тройным метоновым циклом, и число 759, фигурирующее в равенстве (5), первое в ряду трехзначных чисел, полученных из равенства тройного метонова цикла. И далее, при экстраполяции вглубь, день 1 мухаррама 1 ГХ пришелся бы на 622 год.

Можно обратить внимание и на синхронизация эры лунной хиджры с новой эрой, уже описанная в начале статьи:

(720-725)10 = (1320-1325)8 (2)

Но: она имела бы не изначальный, а вторичный характер.

Выглядят ли эти рассуждения убедительно? Возможно, да, возможно, нет. В любом случае можно, аналогии с эрой от основания города видны и даже на первом плане.

 

5. Календарно-астрономический анализ четвертного метонова, или каллипова цикла

 Теперь давайте бросим взор на четырехкратный метонов цикл, который имеет особое название – Калиппов цикл. Его основное уравнение: 4*19=76. Тогда путем аналогичного перемещения цифр с сохранением первой единицы у нас получатся следующие числа:

1467, 1469, 1479, 1679    (11)

Это попадает на довольно-таки позднюю эпоху, когда процесс становления хронологии был в основном завершен. Тем не менее, нам везет и мы можем среди получившегося числового ряда найти число 1467, которое связано с вероятным оригиналом года введения эры от сотворения мира, приписанной некоему Анниану (более подробно – см. [1]. Что самое забавное, это имя можно с ряда языков латинской группы перевести на русский, и при этом поучится прилагательное «годовой»).

Давайте создадим для него аналогичным рисунок.

Рис. 7. Четырехкратный метонов, или Калиппов, цикл и числа, рождающиеся в результате перемещения цифр, участвующих в его полной поцифровой записи.

 

6. Эксперимент по рассмотрению чисел 8 и 12 как оснований системы счисления и наборы цифр, что при этом могли бы возникать

            А теперь – вариации на тему чисел 8 и 12 как оснований системы счисления. Рассуждения для тех же чисел, но: записанных в системах счисления по этим основаниям

Число 8. 1910->8 = 23,

            2*23=46*, что дает ряд 22346 и четырехзначные числа 2234, 2236, 2246, 2346, а также ряд трехзначных чисел: 223, 224, 226, 234, 236, 246, 346. Если допустить, что в разгаре буйного веселья четкость, связанная с правилом последовательного возрастания цифр в числе, могла и не всегда соблюдаться, а единичка как символ иного, не всегда ощущаемого измерения, и она всегда в уме у нас есть, то мы получим числа 1+223=1223 и 1+242=1242. Это дает полную ассоциацию на события XIII века в русской истории: битва на Калке и битва на Чудском озере. Разность между датами ровно 19 лет.

* - далее в этом подразделе все числа, кратные числам лет в метоновых циклах, записываются без указания их получения в данной системе счисления.

            3*23=71, что дает ряд 12337 и четырехзначные числа 1233, 1237 (дважды), и 1337.

4*23=114, что дает ряд 112344 и обилие четырехзначных чисел, из которых самое маленькое – 1123, а самое большое на период второго тысячелетия – 1344.

Если принять во внимание возможности перестановок и роль пустых кубиков в качестве обозначения цифры 0, то из представленного цифрового ряда можно составить числа 1320 и 720, участвующих в записи синхронизации христианского и мусульманского календарей.

Число 12. 1910->12 = 17,

2*17=32, что дает ряд 12237 и четырехзначные числа 1223, 1227, 1237 (дважды). Ассоциации на ту же самую эпоху вблизи 1240 года… Можно также путем игры в пустые кубики составить числа 1320 и 720.

3*17=43, что дает ряд 13347 и числа 1334, 1337 и 1347.

4*17=64, что дает ряд 14467 и числа 1446, 1447 и 1467.

 

            Теоретически можно провести ряд рассуждений для других свойств чисел, кратных 19, в других системах счисления. Наибольшее впечатление на автора статьи произвели результаты, полученные при рассмотрении семеричной системы счисления, т.е. системы счисления по основанию 7:

            1910->7 = 25,

2*25=53, что дает ряд 22355. Производит впечатление симметрия данного числового ряда, а также

– то, что из него можно собрать число 235 – количество лунных месяцев в метоновом цикле,

– то, что из него можно собрать число 532 – количество лет в Великом индиктионе (532=28*19, некий макро-цикл, полученный как произведение чисел лет в 28-летнем солнечном и 19-летнем лунной цикле)

– то, что из него можно собрать число 525 – именно этот год был принят в качестве первой даты начала исчисления лет от РХ.

3*25=111, что дает ряд 111235 и обилие чисел,

4*25=136, что дает ряд 123456. Уникальность этого ряда очевидна: представлены все цифры от 1 до 6, причем по одному разу ! Это должно было произвести впечатление. Которое могло воплотиться, к примеру, в то, что их могли между собой перемножить, а получившийся результат записать как шестерка с обилием положительных эмоций, то есть шестерка с восклицательным знаком (6!), то можно было саму операцию произведения проделать, и записанное произведение записать как

72010 = 13208 = 20467

            При этом процесс самого проделывания операций могли охарактеризовать словом «произведенный» - factorial (кстати, по вопросу происхождения математического термина «факториал» и восклицательного знака, его характеризующего).

Таким образом, из приведенного материала ясно видно, что обнаруженные свойства числа 7 могли вызвать у тогдашних пирующих календаристов-астрономов обилие положительных эмоций и оказать определенное влияние на становление их хронологического менталитета.

В наше рассмотрение мы можем включить также промежуток продолжительностью в пять метоновых циклов, что будет равно 5*19=95 годам, и проделать все аналогичные процедуры. Самые интересные результаты даст его рассмотрение в 8-ричной системы счисления, когда уравнение запишется как 5*23=137, что даст числовой ряд 123357, откуда вновь выйдет на поверхность число 1357.

 

            И в заключении – вариации на тему числа 13.

1910->13 = 16,

2*16 = 2Z12, что дает число 1226,

3*16 =45, это дает ряд 13456 и числа 1345, 1346, 1356, 1456,

4*16 =5Z11, что дает 1456.

Число 1456 повторяется с повышенной частотой, и можно вспомнить о 13-летней войне в Речи Посполитой, на которую этот год попадает. Число 1356, которое ввиду приписывания оному крестьянского восстания, вошедшего в мировую историю как Жакерия, также вызывает хорошие эмоции не у всех.

 

7. Хронограф основных дат, вышедших на поверхность по ходу написания статьи

            В завершении статьи дадим хронограф основных дат, вышедших на поверхность по ходу написания статьи

 

Число/Дата

Путь его получения

Событийный ряд, с ним связанный

1240

Перестановки цифр двойного метонова цикла: 2*19=38

Татаро-монгольское нашествие, ВО* начала иудейской эры

1260

Из традиционной истории

Наступление эры св.Духа согласно пророчеству Иоахима Флорского

1300

Цифровой материал тройного метонова цикла

1357 – 3*19 = 1300

Первый юбилей РХ

1320

Одна из точек синхронизации новой эры и эры от исхода пророка Магомета

 

Одна из точек синхронизации новой эры и эры от исхода пророка Магомета

1356

Материал тройного метонова цикла, обработанный в 13-ичной системе счисления

Приписывание году крестьянского восстания, под названием Жакерия,
вызывающие хорошие эмоции не у всех

1357

Перестановки цифр тройного метонова цикла: 3*19=57

Датировка легенды о строительстве Карлова моста в Праге, взаимосвязь с эрой от основания города, эрой Олимпиад и эрой лунной хиджры

1376

1300 + 4*19 = 1376

Появление папской кафедры в Риме

1456

Материал метоновых циклов в свете 13-ичной системы счисления

Приписывание году т.н. 13-летняя войны, имевшей место в Речи Посполитой.

1467

Цифровой материал Калиппова цикла:

4*19=76

Ваимосвязь с эрой с вероятным оригиналом года введения эры от сотворения мира, приписанной некоему Анниану

 

 

Небольшой эпилог, написанный в октябре 2015

            Теоретически не исключена очень красивая интерпретация факта наличия в 19-летнем метоновом цикле 19 солнечных лет, 235 лунных месяцев, 6939 дней. Число 235 может легко напомнить о 3-м, 4-м и 5-м числах из ряда Фибоначчи, который мог легко служить дополнительным импульсом для внедрения метонова цикла в жизнь.

 

Литература

1. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010

2. Поляковский В.Т. Становление количественных представлений о мировой хронологии. Попытка реконструкции. Одна версий работы - журнал "Артифакт", 4-й номер за 2007 год. artifact.org.ru/voprosi-globalnoy-teorii/v-t-polyakovskiy-stanovlenie-mirovoy-hronologii-popitka-rekonstruktsii.html

3. Фоменко А.Т. Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии. М. Изд-во МГУ, 1990.

4. Герасимов Г.М. Теоретическая история. Интернет. newchrono.ru/prcv/Publ/Gerasimov/teorhistory.htm

5. Сердцев Г.И. Становление хронологии в XV – XVI вв. нашей эры. Сборник конференции «Восток и запад: приоритеты эпох. Символика числа и символика времени». М. Изд-во РУДН, 2008

6. Карлов мост (Чехия, Прага) - Все пражские дороги ведут сюда. Туристический сайт. http://otzovik.com/review_1139975.html

7. Поляковский В.Т. Логический формализм реконструкции человечества на основании имеющегося исторического материала. http://www.wladmoscow.narod.ru/log_form_rek.htm

8. Поляковский В.Т. Теоретические основы реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала, Интернет www.wladmoscow.narod.ru/teor_osn.htm

9. Le miroir du mystere. Les planches du Liber Figurarum de Joachime de Flore. Catalogue de l'exposition. Editions Pubblisfera 2002.

10. Burr David. The persecution of Peter Olivi. The American philosophical society. Transactions of the American philosophical society. Philadelphia, 1976.

11. Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. М. Мысль. 1979-1980

12. Поляковский В.Т. Европейские корни мусульманского календаря по хиджре: обоснование гипотезы /// Мусульманский мир. - 2015. - №1. - С.75-94

 

г. Москва

май 2015 – январь 2016