В.Т.Поляковский wlad@df.ru О разгадке тайн мусульманского календаря лунной хиджры Выражения благодарности в связи с выходом в свет этой статьи достойны: ̶ Медведко С.Л., востоковед и журналист, г.Москва ̶ Сахаров Е.В., исследователь междисциплинарной школы, г.Москва ̶ Титов А., математик, г.Санкт-Петербург ̶ Хасан Ахмед Ходжа, кинематографист и пропагандист арабской культуры, г.Москва Условные обозначения: AUC – ab urbe condita (от основания города) РХ – Рождество Христово ТИ– традиционная история (традиционная версия мировой истории) ЭГК – экстраполированный григорианский календарь ЮК– юлианский календарь Небольшое предисловие Особенность этой статьи состоит в том, что она является буквально частью, одним-единственным, да и то не вполне полным, четвертым разделом другой статьи автора этих строк под названием «О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге» ([1]). Было принято решение ее написать из соображений представления окончательно оформленной точки зрения автора по данной теме и выставить ее вместо всех предшествующих версий работы по этой теме. 1. Непосредственно разгадка тайн начала счета времени в эре лунной хиджры Согласно традиционному материалу, изложенному как у И.А.Климишина в книге «Календарь и хронология» ([2]), так и в соответствующей статье википедии ([3]), мусульманская эра началась в новолуние, 16 июля 622 г. н.э. по юлианскому календарю (далее иногда будет обозначаться как ЮК). Именно этому дню приписывается исход пророка Мухаммада, или Магомета, из Мекки в Медину. Откуда взялась сама эта дата, непонятно. Как и в случае с разгадок тайн иудейского летосчисления, о которых более подробно в ([4]), как и в случае c тайнами датировки эры от основания города, традиционная наука призывает относиться к этой традиции как к чему-то данному свыше и автономному, не давая ответ на этот вопрос. Со стороны автора статьи как исследователя междисциплинарной школы предпринимается попытка построения междисциплинарной естественнонаучной модели, которая показала бы наиболее вероятный путь ее возникновения, и, возможно, при этом ответ на вопрос происхождения этой даты был бы получен. В порядке освежения информации. Традиционный мусульманский календарь сугубо лунный, и каждый солнечный год начало лунного года переносится на 10,83 суток на более ранние даты. По этой причине он, в отличие от календарей солнечного и лунно-солнечного, очень плохо подходит для описания сезонной хозяйственной жизни, в чем состоит главный его недостаток. По этой же причине в современных арабских странах он фактически вышел из повседневного обихода и используется лишь для проведения религиозных праздников. И вскользь коснемся других вопросов, с ним связанным. Как и в солнечном календаре, там есть простые годы и високосные. С ними особых проблем не должно было возникать, ибо они были уже промерены. Не должен был также вызывать особых проблем вопрос начала следующего месяца, несмотря на разность в долготах между различными точками арабских стран: если разногласия и возникали, то хорошим путем их решения было обыкновенное необращение внимания, игнорирования факта начала нового месяца в разные дни в разных местах мусульманского мира. Исходный импульс для предпринятой автором исследовательской деятельности исходил от 8-го тома многотомного труда ученого-энциклопедиста Николая Александровича Морозова под общим названием «Христос». Название самого 8-го тома было «Новый взгляд на историю русского государства» ([5]), а нужная информация размещалась там на стр. 241. Сейчас подробно мы на этом останавливаться не будем, так как подробный обзор будет в следующем разделе статьи. А после этого, в том же разделе, будет дан обзор основных предшествующих работ автора этих строк по данному вопросу, то есть своего рода путь становления его представлений. Давайте попробуем смоделировать основные обстоятельства его введения, которые нам должны помочь с ответом вопрос установления наиболее вероятной даты этого события и номера года, с этим связанным. Что касается календарной даты, то мы ее можем легко описать на языке дат солнечного календаря. Ибо первого дня календаря в году, кроме как связанного с зимним солнцестоянием, и не придумать. В это время солнечный день имеет фактически одинаковую продолжительность в течение нескольких дней, а хозяйственная жизнь в умеренных широтах фактически затихает. Итак, привязка номер один для нас ̶ это день зимнего солнцестояния. А что касается привязки номер два, то в роли таковой, естественно, выступит новолуние ! Итак, первый день первого месяца года лунной хиджры, т.е. день 1-го мухарамма, имел место в тот день, когда имели место и зимнее солнцестояние и новолуние одновременно ! Теперь о номере года. Как и в случае с введением христианской эры (см. [1]), этот вопрос был конвенционным, требующим коллективного обсуждения и принятия. Может быть, этот номер тоже был бы связан с временными промежутками, кратными метонову циклу. Пока давайте зафиксируем как предположение. Теперь мы предпринимаем попытку ответа на вопрос определения указанного номера года. Начать его хочется с обзора некоторых свойств лунного календаря. Первое из них то, что ровно через один метонов цикл, т.е. через 19 лет, зимнее солнцестояние и новолуние вновь будут иметь место одновременно, но это уже будет первым днем другого лунного месяца ! А желанное для нас 1 мухарамма в новолуние и солнцестояние одновременно будет через 19*12 = 228 лет Ибо таков период передвижения мусульманского лунного календаря по солнечному. Теперь мы как исследователи, зная это, проявляем вполне закономерный интерес к тому, когда же день 1-го мухарамма календаря лунной хиджры будет попадать на зимнее солнцестояние. Идеальный вариант, с решением задачи в общем случае ̶ написать соответствующую компьютерную программу, которая добросовестно выдаст несколько решений с временным промежутком в 228 лет. Как мы отмечали выше, нас может выручить одно обстоятельство, связанное с временными промежутками, кратными тройному метонову циклу. Более подробно о них ̶ в большой статье ([1]), а если совсем кратко, то 3*19=57 а в результате преставления всех цифр, участвующих в этом равенстве, одной строкой 1 3 5 7 9 И тогда самым маленьким числом, которое можно составить из набора этих цифр, окажется 1357. Если подобрать и проверить несколько дат с помощью сайта рекалькуляций ([6]), то мы находим, что столь желанное для нас совпадение дня 1-го мухарамма и зимнего солнцестояния имеет место… ровно в 1357 году ! Выпишем его: 22.12.1357 ЭГК* = 1 мухаррама 759 года лунной хиджры * - ЭГК, т.е. экстраполированный григорианский календарь, является результатом экстраполяции григорианского календаря от 1582 г. на более ранние даты А это, в свою очередь, открывает глаза на то, что этот номер года, состоящий лишь из нечетных цифр, мог быть получен путем рассмотрения того цифрового набора, что дает тройной метонов цикл. И именно от этого момента указанный в равенстве временной промежуток в 758 лунных лет, или в 9096 синодических лунных месяцев был отсчитан вглубь веков, в итоге же и получилась дата 16.07.622 ЮК как начало счета по мусульманскому календарю. И еще. Давайте обратим внимание на разность 1357 – 622 = 735 Число 735, которое получилось в итоге – это год т.н. солнечной хиджры, т.е. год по тому календарю, который сейчас принят в Иране. Но: обращает на себя внимание то, что это число состоит, опять-таки, из нечетных неповторяющихся цифр ! Еще одно подчеркивание тройного цифрового материала тройного метонова цикла? Можно, разумеется поискать и другие решения, и даже рассмотреть другие календарно-астрономически значимые дни (к примеру, дни равноденствий), и предпринять попытку построений решений с ними, но: у нас одно решение, связанное с тройным метоновым циклом, уже есть ! И другие решения едва ли будут более приоритетными ! Вывод из основной части статьи: ̶ естественнонаучную модель, объясняющую, почему первый день мусульманского календаря попал именно на 16 июля 622 ЮК, можно считать построенной ̶ мусульманский календарь лунной хиджры возник как закономерное логическое звено в основном процессе развития календарной астрономии и самой популярной наработкой в области сугубо лунных календарей, причем календарным продуктом той же календарной школы ̶ тайну его происхождения представителями российской междисциплинарной науки можно считать разгаданной. И, в порядке мифопоэтики: о славянине, разгадавшем тайну происхождения мусульманского календаря, информацию распространять можно ! Теперь для любителей формальной логики позволим себе выписать чуть ниже ряд формальных моментов. Как в детской считалке: 1. "…. имели место и зимнее солнцестояние и новолуние одновременно !" (а такое один раз в 19 лет) 2. « … не просто новолуние, а новолуние в день 1 мухаррама …» (а такое один раз в 19*12 = 228 лет) 3. «Не просто новолуние новолуние в день 1 мухаррама, когда один раз в 19*12 = 228 лет, а, в качестве еще одного весьма желательного условия, чтобы была ассоциация с циклами, кратными метоновому. В данном случае, с тройным метоновым циклом в 3*19=57 ...» … а такое вообще нечасто За идею этой считалки благодарность выражается математику из Санкт-Петербурга Александру Титову. 2. Небольшой экскурс в историю вопроса, а также небольшие дополнения 2.1. Основные источники материала по этой теме Как и в любой области исторической науки, здесь, в области календарной астрономии, касающейся истории и современного состояния лунных календарей, а также календарей, принятых в различных странах Азии, здесь есть основные, традиционные источники, а есть и нетрадиционные. И, как это что бывает, традиционные источники дали автору блок канонической информации, а нетрадиционные ̶ импульс для занятия этой темой. К традиционным следует причислить уже упомянутые книгу Климишина «Календарь и хронология» ([2]), а также статью из википедии ([3]). По вопросу введения календаря лунной хиджры, у Климишина есть несколько любопытных пассажей об этом: «Как рассказывает, в частности Бируни ([7]), в далеком прошлом арабы занимались скотоводством, вели счет дням по лунному календарю. Поэтому их паломничество в Мекку – древнюю святыню арабов – происходило в определенные календарные месяцы и в различные времена года. Но куда выгоднее было совершать паломничество в такое время года, когда готовы для продажи товары – шкуры, плоды и т.д. …. «И вот они - продолжает Бируни - научились у евреев, соседствовавших с ними, добавлять к году месяцы – в это стали делать примерно за двести лет до хиджры – и стали делать с месяцами нечто подобное тому, что делали евреи, т.е. добавлять к месяцам избыток времени между из месяцем и годом по Солнцу, когда этот избыток составляет полный месяц». Вставку дополнительного месяца было принято называть «наси» (от «айям ан-наси» = «добавочные дни»)». Если не обращать внимания на легендарную компоненту, присутствующую в этой цитате в явном виде, то ясно говорится, что до поры до времени у арабов был традиционный иудейский лунно-солнечный календарь. Согласно ТИ, вставка 13-го месяца «была запрещена Мухаммадом в 631-м году, а в 638 году (т.е. приметно через 16 лет после начала счета по нему в 622 году - ВП) этот календарь был введен по декрету халифа Омара». Самое занятное, не называется причина. Тем не менее, этой лунный календарь, позвольте повториться, с точки зрения хозяйственного использования отнюдь не идеален, и это навевает подозрение о том, что кто-то как-то оказался в роли провинившегося, проштрафившегося, и этот календарь, навязанным кем-то сверху, мог носить характер меры наказания. Теперь давайте бросим взор на материал, предоставленный Морозовым. Ровно тот, который породил тот самый первый импульс, на котором фактически молниеносно была написана первая работа автора этих строк. Она была своего рода не очень медленной реакцией автора этих строк на выход в свет 8-го тома труда Н.А.Морозова «Христос» под названием «Новый взгляд на историю русского государства» ([5]) в 2001 году. Нужный материал содержался на стр. 241. Причем внимание автора этих строк привлек не сколь ее основной текст, сколь примечания к нему. Там Морозов пытается цитировать источник под названием «Новгородская хартийная летопись», в традиционной исторической науке фигурирующий под названием «Новгородская харатейная летопись» и ведет по нему повествование. Основной его текст рассказывает о различных персонажах русских летописей и других нарративных источников, и в районе уже упомянутой 241-й страницы свет падает на хана Идику, известного также как Едигей. Сведения при этом во многом берутся из весьма популярного «Сборника материалов по истории Золотой Орды» Тизенгаузена, первого его тома ([8]). Этим сборником ставилась цель дать максимум источников по истории т.н. Золотой Орды, и в целом его можно охарактеризовать как один из самых популярных и, в известной степени этого слова, канонических, по этой теме. В этой статье хочется воспроизвести абзац нашей ссылки, примечания к нему и предыдущий абзац. До них у Морозова примерно в течение трех страниц описываются военные похождения Идику согласно разным источникам, в том числе мусульманского биографического словаря Макризи: «Второе сообщение.. мы находим в мусульманском биографическом словаре Макризи, но оно не имеет самостоятельного значения, так как представляет буквальную переписку только что изложенного с единственной пояснительной прибавкой: «Идику — это тот, который запретил «татарам» продавать своих детей, вследствие чего уменьшился привод их в Сирию и Египет»». Что касается упомянутого ученого Макризи, то его полное имя: Таки ад-Дин Ахмед ибн Али аль-Макризи (1364, Каир — 1442, там же). Египетский историк и географ. Строкой ниже после звездочки идет его имя на арабском. تقى الدين أحمد بن على بن عبد القادر بن محمد المقريزى- * А следующий абзац – непосредственно содержащий заинтересовавшую ссылку: «А в биографическом словаре Эс-Сахави (автора книги «ад-Дау-аль-Лами», своего рода биографического справочника известных людей IX века хиджры - ВП) прибавлено еще: «Идики или Идеки, государь Дештского царства, умер насильственной смертью в 22 году (вместо 822 — 1420 года нашей эры)». Здесь у Морозова стоит звездочка. А под звездочкой в порядке примечания: «Интересно, что у арабских писателей IX века Геджры* его вековое число 7 часто не ставилось, и вместо, например, 717 года Геджры писалось просто в 17 году и этот же 17 год был также 17-м годом и XIV века нашего счета. Особенно точно это совпадение было в 1318 году, когда I число Раби-эль-Ахира 18 года Геджры как раз приходилось на 1 июня 1318 года юлианского счета. Кроме того, Раби-эль-Ахир — четвертый месяц мусульманского года и солнце в это время было в созвездии Близнецов, где солнцеворот (тропик Рака). В 1318 году этот солнцеворот приходился на 10 июня юлианского счета и на 10 Раби-эль-Ахира мусульманского 18 года. Можно ли это считать за случайное совпадение, а не за действительное образование счета Геджры путем вычета 600 лет из 1318 года?» * - путь становления научной терминологии нелегок, некогда хиджру называли и так. В русских летописях еще она временами называется «егира». Представленный материал проливал свет на некую взаимосвязь христианского и мусульманского календарей, что, если позволить себе повториться, послужило своего рода исходным импульсом для начала исследовательского процесса. Не последнюю роль в формировании этого импульса сыграла своего рода заинтригованность ситуации, сложившаяся перед выходом в свет этого восьмого тома. Дело было в том, что предыдущие семь томов Морозова, выпущенные издательством «Леан-Крафт» в 1997-2000 годах, были репринтными изданиями этих же книг, выпущенных в тридцатые годы, еще при жизни Морозова. Далее, согласно словам Н.И.Ходаковского, известного историка ([9]): «Но после выхода в свет седьмого тома публикация была остановлена. Это понятно – восьмой том был посвящен истории Руси». Именно поэтому выхода в свет восьмого тома ждали многие. А после его выхода многим стало ясно, что он требует пристального изучения. И одним из самых интересных мест оказалось то, где он рассказал о мусульманском календаре. Которое и упоминается в этой статье. 2.2. Ход исследовательского процесса и выдвигаемые гипотезы Итак, импульс от Морозова был получен, исследовательский процесс был начат, и первые его результаты не заставили себя долго ждать. Они были оформлены в первую работу автора под названием «О хронологической точке стыковки календаря лунной хиджры и юлианского календаря и что из этого может следовать» и была выставлена в Интернете в том же, 2001-м, году. Там на основании сведений из упомянутого 8-го тома получила развитие мысль Морозова о временнóй взаимозависимости, то есть синхронизации, календаря лунной хиджры и юлианского календаря. Представленный Морозовым материал навевал мысли о том, что некогда номера лет могли записываться лишь двумя цифрами, затем неким образом путем прибавления числа 700 создавалась запись номеров этих лет в эре лунной хиджры, а путем прибавления числа 1300 создавалась запись номеров этих лет в эре от РХ, или новой эре. Ее условно можно было назвать «версией номеров столетий». При этом было не очень просто понять, откуда взялись такие цифры. Наибольшая ясность при этом достигалась с числом 1300 – это было первое число, кратное числу 100, после 1260-го года, с которым в рамках учения Иоахима Флорского связывалось второе пришествие Христа и о котором речь идет в Библии*. * - учению Иоахима Флорского в книге автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([10]) посвящена целая глава Здесь на первый план выходили вариации на темы чисел 12 и 13, связанные с особенностями синхронизации солнечного и лунного цикла. Они связаны с тем, что от одного естественного начала хозяйственного года – первого полнолуния после равноденствия до другого проходит то 12, то 13 лунных месяцев, и с этим было связано определенное время расчетов в ту эпоху. Мифопоэтика при этом сработала таким образом, что за числом 12 закрепилась репутация числа счастливого и совершенного, а за числом 13 – репутация числа несчастья. А сто лет – это как раз удобная для интерпретации продолжительность века. Эта версия в чуть более развитом виде была отражена в ранних версиях еще одной работы автора этих строк «Становление количественных представлений о мировой хронологии. Попытка реконструкции». Сама версия реконструкции носила характер рабочей, а сама работа в разных версиях до поры до времени не предавалась широкой гласности и рассылалась узкому круг лиц. Помимо этого, изложение материала и рассуждения, связанные с ним, имели место в первой вышедшей в свет книге автора «Татаро-монголы. Евразия. Многовариантность» ([11]). Там были рассмотрены некоторые свойства арабского 30-летнего високосного цикла лунной хиджры, а также было обращено внимание на ряд свойств числа 720. В частности, на то, что 720 - это полное число (24) 30-летних циклов КЛХ, причем число 24 имеет интересное математическое свойство – это ровно 4! (читать: четыре факториал). При этом само число 720 – это 6! (читать: шесть факториал). Тем самым на поверхность вышло понятие факториала, и была затронута тема некоторых философских аспектов этого понятия. В несколько более обработанном виде этот материал попал в научно-популярную версию диссертации автора этих строк в виде книги «Как возникла глобальная хронология» ([10]), вышедшую в свет в 2010 году. Там в подразделе 5.2.1. под названием «Синхронизация мусульманской и христианской эр. Первая традиция синхронизации. Эра Диоклетиана как отражение одного из первых процессов летосчисления» высказывается и подробно рассматривается гипотеза о возможной записи одних и тех же номеров лет в разных системах счисления, в данном случае по основаниям 8 и 10, и даются пределы хронологической истинности этой гипотезы. Это предположение родилось после рассмотрения некоторых свойств чисел, лежащих в диапазонах 720-725 и 1320-1325. Тогда вышло на поверхность удивительное равенство: если, для конкретности, число 724 из этого диапазона записать в восьмеричной системе счисления, то оно запишется ровно как 1324. Если для всех чисел в краткой форме, (720-725)10 = (1320-1325)8 Что касается подачи данного результата в третьей главе книги «Как возникла глобальная хронология» ([10], сама глава носит название «Наиболее вероятная общая схема становления глобальной хронологии с точки зрения диалектики и социологии»), то там было подчеркнут факт начала счета лет в глобальных хронологических системах с некоего большого числа, значительно превосходящего ноль. Гипотеза в целом выглядела следующим образом: 1) – в один прекрасный момент (или: в один прекрасный период) был начат счет лет от некоего большого числа, которое было записано в системах счисления с разным основанием, следовательно, в разном виде (далее - момент начала счета). 2) - (что ясно следует из п.1 гипотезы) в другой прекрасный момент (или: в другой прекрасный период) имело место прекращение записи в двух системах с утверждением в качестве рабочей лишь десятичной (далее – момент перехода) 3) – сама система записи чисел, обозначающих номера лет, могла быть как позиционной, так и непозиционной. Гипотеза, высказанная в таком виде, не производила впечатление доведенной до конца, и через некоторое время, уже после выхода в свет книги «Как возникла глобальная хронология» ([10]), начался новый период всестороннего анализа большого количества данных, связанных с хронологией и историей календарей, прежде всего с системно-математической точки зрения. Основное внимание было уделено путешествию начала мусульманского года, т.е. для 1 мухарамма, по солнечному календарю. И тогда на себя обратили внимание на две строки: 1 мхрм 720 ГЛХ = 10.02.1320 ЮК 1 мхрм 721 ГЛХ = 31.01.1321 ЮК, Которые и навеяли мысли о начале года лунной хиджры, весьма желательным с зимнем солнцестоянием. Ибо были и есть свидетельства о том, что зимнее солнцестояние для ряда календарных систем служило началом года. Написанное чуть выше равенство положило начало цепочке математических выкладок, которая завершилась фразой «… через 38 лет это имело место попадание 1 мухаррама ровно на зимнее солнцестояние, и в этот день могло иметь место начало солнечного года! Этот день – это 13.12.1357 года ЮК, или день Нового 1358 года, или 1 мухаррама 759 год хиджры» Именно в таком виде фигурировала гипотеза в печатной публикации в одном из номеров журнала «Мусульманский мир» ([12]) за 2015 год. А та, в которой на первый план выносятся числовые свойства тройного метонова цикла, фигурирует в этой работе. 3. Небольшое дополнение, приливающее свет на историю ЮК и високосов В порядке небольшого отвлечения: можно бросить взгляд еще на историю юлианского календаря (ЮК). Его введение ТИ приписывает 45-му году до н.э., или 708 году AUC. Главным инициатором его введения считается римский император Юлий Цезарь и группа александрийских математиков во главе с Созигеном (факт, зафиксированный во многих нарративных источниках и ставший каноническим). При введении этого календаря в самом солнечном годе было не все гладко с високосами. Как пишет профессор кельнского университета Анна-Доротея фон ден Бринкен в «Исторической хронологии Запада» [13], беспорядок с високосами в нем был очень долго, вплоть до 759 года от основания города (то есть до года 6 н.э. - ВП), когда он был ликвидирован императором Октавианом Августом. При этом последний сбой с високосами при становлении ЮК имел место в 745 году. Далее долгое время, целых двенадцать лет, високосных лет не было, далее они появились и 757 AUC, 761 AUC и далее шли уже в привычном для нас порядке. За это заслуга приписывается этому же императору, в честь которого был и назван один из месяцев. Что забавно, нарицательно Octavian Augustus – священная восьмерка. А теперь давайте взглянем на этот отрывок в свете материала из тройного метонова цикла. Возникает желание интерпретировать эти годы, т.е. годы, фигурирующие в предыдущем абзаце как годы в эре AUC, в годах лунной хиджры. Тогда получится удивительная картина: их вероятные оригиналы лягут на годы 1349-1363, на который попадает и столь часто встречающийся в этой статье год 1357. А в свете того, что именно в этот период, как показано в этой статье, счет лет по лунной хиджре и стартовал, то мы легко можем выдвинуть предположение, что именно в эти годы високосный цикл календаря лунной хиджры и был посчитан. Иными словами: висикосные циклы в юлианском солнечном календаре и календаря лунной хиджры были посчитаны одновременно ! 4. Совсем немного о т.н. авиньонском пленении пап Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что 1357+19=1376, то есть, если к году, с которым связано становление глобальной хронологии, прибавить продолжительность одного метонова цикла, то мы получим год возврата папского престола в Рим и прекращения т.н. «авиньйонского пленения» - 1376. Кстати, сама продолжительность авиньйонского пленения – 76 лет – ровно по длительности совпадает с длительностью т.н. Каллипова цикла – 76 лет, а это как раз длительность четвертного метонова цикла 4*19 = 76 Кстати, здесь на поверхность может выйти одна удивительная формула соответствия. Если вспомнить, что, сама ретрокалькуляция эры лунной хиджры начинается с равенства 22.12.1357 ЭГК* = 1 мухаррама 759 года лунной хиджры , а после завершения процесса ретрокалькуляции выходит, само начало эры лунной хиджры попадает на год 622 н.э., то получается, что в неком процессе, связанном со становлением хронологии, год 1357 соответствует году 622, что можно изобразить как 1357 622, или 622 1357 а согласно уже упомянутой статье из википедии, «в 638 году этот календарь был введен по декрету халифа Омара», что порождает соответствие 638 = 622 + 16 1373 = 1357 + 16 т.е. вероятный оригинал декрет халифа Омара попадает на год 1373, имеющий место ровно за три года до окончания т.н. авиньйонского пленения. Случайно это или нет? Мнение высказывать можно. Равно, как и ставить лайки на страницу, посвященную разгадкам тайн мировой хронологии, в социальной сети faceboook на https://www.facebook.com/tajnyiudlet . В качестве небольшого эпилога Хочется повториться, что особенность этой статьи состоит в том, что она является буквально частью, одним-единственным четвертым разделом статьи под названием «О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге» ([1]), да и то неполным. Там есть много интересного материала по теме становления хронологии, который здесь оказался в роли не самого тематичного. И, разумеется, много информации под данной теме содержит научно-популярная версия диссертации автора этой статьи, вышедшая в виде книги под названием «Как возникла глобальная хронология» ([10]) и все работы, упомянутые в списке литературы. ЛИТЕРАТУРА 1. Поляковский В.Т. О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге. www.academia.edu/42902691/О_разгадке_тайн_летосчисления_от_основания_города_AUC_лунной_хиджры_а_также_легенды_начала_строительства_Карлова_моста_в_Праге 2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М. Наука, 1985. 3. Исламский_календарь. https://ru.wikipedia.org/wiki/Исламский_календарь 4. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. https://www.academia.edu/39458794/О_разгадке_тайн_иудейского_летосчисления_._Вторая_версия_статьи , https://proza.ru/2019/06/08/1192, https://www.facebook.com/tajnyiudlet 5. Морозов Н.А. Христос. 8-й том. Новый взгляд на историю русского государства. М. Леан-Крафт 2001. Электронная версия: http://www.doverchiv.narod.ru/morozov/8-I02-03.htm 6. Конвертер дат для основных календарей. http://recalc.ru/converter_calendar.html# 7. Бируни А. Избранные произведения. Ташкент 1957. т. I, 1974 8. Тизенгаузен А.Г. Сборник материалов по истории Золотой Орды. Т. 1-2. Спб. 1874-1940. Том 1. 1874. 9. Он-лайн ресурс. «Дом книг». Альтернативная история. Ходаковский Николай. Третий Рим. https://dom-knig.com/read_143-216 10. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010 11. Поляковский В.Т. Татаро-Монголы. Евразия. Многовариантность. М. Форум, 2002. 12. Поляковский В.Т. Европейские корни мусульманского календаря по хиджре: обоснование гипотезы /// Мусульманский мир. - 2015. - №1. - С.75-94 13. Brincken von den, Anne-Dorothee. Historische Chronologie des Abendlandes. Kalendarreformen und Jahrtausendrechnungen. Kohlhammer, 2000 М., апрель-май 2020