Иоанне Пресвитер. Попытка расшифровки мифа.

Или: К чему может ли привести поиск оригинала для Пресвитера Иоанна среди реально зафиксированных в истории духовных лиц.  

Очень интересно посмотреть на миф об Иоанне Пресвитере, на поиски царства которого оправлялись за тридевять земель еще в 16-м веке, в свете реальных событий из истории Болгарии 12-13 веков. 

Для ясности картины приведем цитату из Бушкова. Бушков. "Россия, которой не было: загадки, версии, гипотезы": 

"Закончу этот раздел  напоминанием  об  одном  любопытном  направлении средневековой мысли. Оказывается, средневековая Западная Европа... отчего-то была убеждена в существовании на востоке огромного царства некоего христианского властителя "пресвитера Иоанна", чьими потомками  и  считались в Европе ханы "монгольской империи"!  Это убеждение держалось чрезвычайно стойко - на протяжении более  чем двухсот лет, сохраняясь еще в XV столетии!   Многие европейские хронисты "отчего-то" отождествляли пресвитера  Иоанна с Чингисханом. Чингисхана, кстати, "отчего-то" именовали  и  "царем Давидом" (на Руси хватало князей с именем Давид).   "Некто Филипп, приор провинции Святой земли доминиканского ордена,  - пишет современный историк, - принимая желаемое за действительное,  отписал в Рим, что христианство господствует везде на монгольском востоке". 

   Почему же - "принимая желаемое за действительное"?  Так  и  обстояло. "Монгольским востоком" была Русь, вполне христианская страна.   "Убеждение это (о существовании царства  пресвитера  Иоанна  -  А.Б.) сохранялось долго и  стало  неотъемлемой  частью  географической  теории позднего средневековья".   Знаете, с кем, согласно европейским авторам,  поддерживал  "пресвитер Иоанн" особо теплые и доверительные отношения?   С Фридрихом II Гогенштауфеном! Тем самым, что  стал  единственным  из европейских монархов, кто не испытывал ни малейшей тревоги при  известии о вторжении "татар" в Европу. Единственным, кто переписывался с "татарами" - и, как показывает наша реконструкция, вел совместно с ними  военные действия против папы.   А некий аббат Одо из монастыря Сен-Реми в  Реймсе  (1118-1151)  писал своему знакомому графу Томасу, что находился в Риме, когда там  пребывал патриарх из царства пресвитера Иоанна".  

Итак, согласно мифу, пресвитер Иоанн живет в далекой стране, он защищает христиан. С той точки зрения, что эпоха монгольских походов тесно хронологически примыкает к эпохе крестовых походов, и с ней частично пересекается, интересно было бы рассмотреть на место Болгарии в крестовых походах в свете ее географического положения. По идее, Болгария должна была быть предбанником, форпостом Греции-Византии и в свете постоянно имевшего место в те годы греческо-болгарских конфликтов, должна быть если не союзником крестоносцев, то, по крайней мере, не заядлым врагом. 

Видимо, о месте Болгарии в крестовых походах не так много речь идет в источниках. Можно упомянуть, к примеру, победу болгар в союзе с крестоносцами над Феодором Ангелом у села Клокотница, датируемую 1230 годом. Феодор Ангел взят в плен и ослеплен. Но наша заметка не об этом. 

Давайте предположим, что прототипом для Иоанна Пресвитера было действительно какое-то реально зафиксированное в учебнике истории лицо. Поскольку в русскоязычных книгах (работами это язык не поворачивается назвать) некое место занимает специальное сравнение образа Иоанна Пресвитера с Иоанном Даниловичем Калитой (к примеру, у Фоменко в (2)). 

Если поставить вопрос в общем случае и принять во внимание, что Пресвитер на латыни, да и на других языках - это просто священник, (если верить словарям с латыни и английского), то мы получаем нарицательный перевод имени Иоанн Пресвитер как Иоанн Священник (что, впрочем, не ускользнуло от предыдущих исследователей). Отсюда простая идея: в свете критического подхода в области хронологии и персоналий поискать прообраз Иоанна Пресвитера среди лиц светских и духовных других православных стран, прежде всего Византии (Греции) и Болгарии.  

Повторимся, если в качестве кандидатов на этот образ мы возьмем кого-то из болгарских священников, то получится следующая политическая трактовка: Болгария с Византией враждует, и покровитель христиан на Востоке - это враг нашего врага (следовательно, наш друг)  - Византии и покровитель нас, истинных христиан (не греческих схизматов, а католиков). Если же в качестве такого кандидата будет кто-либо из лиц духовных Византии, то политическая трактовка будет следующей: это покровитель христиан на далеком Востоке, наш друг. Подчеркнем, что и та, и другая привязка к некой реальной тогдашней картине положения дел возможны. 

Итак, поищем реальных Иоаннов среди болгар и греков.  

В Византии среди императоров имя Иоанн носили (если верить (3)):  

Иоанн I Цимисхий (969-976), Иоанн II Комнен (1118-1143), Иоанн III Дука Никейский (1222-1225), Иоанн IV Ласкарис (1258-1260 (тогда был изгнан, умер 1284)), Иоанн V Палеолог (1341-1391), Иоанн VIII Палеолог (1425-1448). (данный список из (3) едва ли можно считать совершенным, так как не очень ясна ситуация с Иоаннами под номерами VI и VII. В частности, не упомянут узурпатор Иоанн Катакузен (в русской традиции - Кантакузен, который не вполне законно правил в годы малолетства Иоанна V Палеолога - ВП). 

Приведем биографии неких из них. ИОАНН II (1087-1143), византийский император с 1118; из династии Комнинов. Одержал победы над печенегами (1122), сербами (ок. 1124), венграми (1129), сельджуками (1135); установил суверенитет Византии над Антиохией (1137). (Видимо, образ защитника христиан мог приобрести и из-за победы над язычниками-сельджуками). Хорошо подходит с хронологической точки зрения.  

ИОАНН VI Кантакузин (ок. 1293-1383), византийский император в 1341-54. Будучи с 1341 регентом малолетнего императора Иоанна V, возглавил мятеж феодальной знати, которая провозгласила его императором. Вел борьбу против Апокавка. После отречения от престола ушел в монастырь. Описал события 1320-56, в центре которых он был. 

Среди православных епископов и патриархов Иоанн I Златоуст (398-404), Иоанн II Каппадокийский (518-520), Иоанн III Схоластик (565-577), Иоанн IV Постник (582-595), Иоанн V (669-675), Иоанн VI (712-715), Иоанн VII Морохарзаний (Грамматик) (837-843), Иоанн VIII Ксифилин (1064-1075), Иоанн IX Агапит (1111-1134), Иоанн X (1198-1206), Иоанн XI Векк (1275-1282), Иоанн XII (Козьма) (1294-1303), Иоанн XIII Гликис (1315-1319).

 Наиболее знамениты: 

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407), один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398), представитель греческого церковного красноречия. Проповеди, панегирики, псалмы; с именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. Борьба за осуществление аскетического идеала и критика общественной несправедливости сделали Иоанна Златоуста популярным, но восстановили против него влиятельные круги двора и высшего клира; в 403 был отправлен в ссылку, из страха перед народом возвращен, но снова в 404 низложен и сослан. Способствовал изгнанию готов из Константинополя в 400. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в т. ч. для Аввакума); канонизирован Русской православной церковью. 

ИОАНН IV Постник (ум. 595), патриарх Константинопольский (582), подвижник и аскет, составитель покаянного номоканона (руководства для назначения епитимий на исповеди). Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) и 2 (15) сентября. 

Одному из Иоаннов посвящена глава из Морозова, где он рассматривает вопрос возможного авторства Евангелия от Иоанна и сопоставляет и отождествляет Иоанна Хризостома и Иоанна Златоуста.  

Автор на основании энциклопедии Кирилла и Мефодия (4) просто приведет биографии некоторых Иоаннов, которые достаточно знамениты. 

Мы здесь не будем писать о ряде особенностей Византийского летописания, хотя этот вопрос очень интересен. Отметим только, что там далеко не все в порядке. Разрывов в хрониках и мест с неясной датировкой хватает. Более подробно - во всех учебниках по истории Византии, там всегда идет речь об источниках в начале повествования.  

Что касается Болгарии, то автору очень хочется согласно Паисию Хилендарскому воспроизвести последовательно некоторые эпизоды истории этой страны. 

В 1170 патриарх Иоанн, враг греков, по ставил на Трон Асена (Асена II, некогда был еще и первый, который был известен по другим источникам как Хасан. Напомним, Хасан в переводе с арабского - красивый). Был Патриархом Трновским (Великотырновским). Асену и Иоанну греки 70 лет давали дань (то есть в период 1170-1240. Ясно видно, что момент прекращения выплаты дани от греков к болгарам прекращается с началом татаро-монгольского нашествия). Захватил власть с влашской (волошской) помощью. Напомним, что в польских (видимо, в русских тоже) влохами (влахами) назывались как жители нынешней Италии, так и жители нынешней Румынии. Очистил страну от ересей и обратил влахов в православие. Асен правил 80 лет. Император Византийский Иоанн Катакузен (по идее, он должен был править только через сто лет - ВП), пришел на Асена. Сербы начинают в союзе с греками, кончают с маджарами. Катакузен был разбит болгарами. Среди пленных оказались три греческих генерала: Алексий, дук, Аспид. Покорил Асен обе Влахии. Затем Асена убил Иванко, первый барон царя Асена. После Иванко (восхваленного социалистическими учебниками истории как "вождь народных масс") на трон вошел Асен III, который имел печать с надписью "Иоанн Асен Калиман". 

Итого: есть патриарх Иоанн, враг греков, есть барон Иванко "вождь народных масс"), есть Иоанн Асен Калиман.  

В списке канонизированных болгарских святых, приведенных там же, упоминаются следующие Иоанны:

- под номером 2 - Михаил Иоанн, родоначальник династии до последнего Шишмана,
- под номером 4 - Иоанн Владимир
- под номером 5 - Иоанн, который был во времена Асена
- под номером 17 - Иоанн Рилский

Можно упомянуть и других Иоаннов. Например, небезызвестного Иоанна Дамаскина (ок. 675 - ок. 749), византийского богослова, философа и поэта, завершителя и систематизатора греческой патристики; ведущего идейный противник иконоборчества (и, стало быть, защитника "истинного" христианства). Философско-теологический компендиум "Источник знания". Автор песнопений, способствовавших оформлению византийской системы осмогласия.

ИОАНН ИТАЛ (2-я пол. 11 в.), византийский философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с церковью; еретические тезисы Иоанна Итала преданы анафеме в 1082.

ИОАНН Константинопольский (ум. ок. 767), преподобномученик, пострадавший в Константинополе вместе со Стефаном Новым в иконоборческое гонение императора Константина Копронима. Память в Православной церкви 28 ноября (11 декабря).

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК (до 579 - ок. 649), византийский религиозный писатель. Аскетико-дидактический трактат "Лествица, возводящая к небесам" был распространен в восточно-христианских странах.

Можно поискать Иоаннов и среди других народов. К примеру, сирийский писатель и ученый АБУ-ЛЬ-ФАРАДЖ (нарицательно: отец Фарадж, литературное имя Григорий Иоанн Бар-Эбрей) (1226-86) был главой монофиситов и автором трудов по медицине, истории, философии, грамматике. "Книга занимательных историй" нравоучительного и сатирического характера.

ИОАНН Бет-селевкийский (Персидский) (ум. ок. 345), епископ, священномученик, пострадавший в гонение царя Шапура II. Память в Православной церкви 1 (14) и 20 ноября (3 декабря).

ИОАНН Египетский (4 в.), пустынник, живший в колодце. Память в Православной церкви 29 марта (11 апреля).

ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ (ум. между 557-560), христианский монах, пришедший из Антиохии в Грузию с двенадцатью учениками, ставшими основателями грузинского монашества. Проповедовал в Мцхете, затем подвизался на г. Заден (Зедадзен). Память в Православной церкви 7 (20) мая.

 А если давать волю своему воображению широко, то можно упомянуть и евангельского Иоанна Крестителя. Хотя автор считает, что оригиналами для мифов об Иоанне Пресвитере и об Иоанне Крестителе вряд ли могли быть одни и те же исторические лица.

 Можно упомянуть и Иоанна Богослова, автора Евангелия от Иоанна.

 А теперь - говоря словами исследователя по фамилии Иванов. Его работа "Вергилий - родной дедушка анжуйского князя", выставлена на http://www.newchrono.ru/frame1/index1.htm

"Зачем рыться в архивах и расшифровывать трудночитаемые летописи. Достаточно просто взять с полки любую (!) книгу из серии литпамятники. Берем. Читаем. Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль (13 в.). Первое издание, правда, 1744 год, но это простительно, все-таки 25000 стихов. Понятно, что все перевести не успели, а проинтерпретировать - тем более. Но тем не менее. Князь Гамурет (анжуйский рыцарь, 12 в.) едет в страну Барука (библейский персонаж) в Вавилон и сражается там с Помпеем, племянником Навуходоносора (6 в. до н.э.). А далее:

 ......

Затем Парцифаль повстречал язычника Фейрефица (оказавшегося впоследствии его сводным братом), и тот восклицает: "Хвала, хвала моим богам, ко мне вы благосклонны, (какие же боги у язычника, спросите вы), Юпитер (!) и Юнона(!). (Ох уж эти средневековые язычники). Но самое интересное дальше:

Фейрефица господь бездетным не оставил.  
Репанс младенца родила.
Его Иоанном назвала.
Он людям из восточных стран
Известен как Пресвитер Иоанн (!)
От пресвитера Иоанна пошли
Все (!) христиане-короли
Что правят на востоке...
Мы знаем, где истоки."...
 
Может быть, это повествование а-ля Аверченко и Тэффи-Лохвицкая, пародия на учебник истории? А может быть и нет...
 
Итак: был некий священник или правитель ИОАНН, теоретически возможные оригиналы которого мы попытались изложить выше. Произошла мифологизация образа, и ее результатом оказалось создание легенды об Иоанне Пресвитере.
 
Литература
 
1. Паисий Хилендарский. История славъноболгарская (через ять вместо ъ). София, 1924
2. Фоменко А.Т. Носовский Г.В. Нова хронология Руси, Англии, Рима. М., Изд-во учебно-научного центра довузовского образования. 1996.
3. Сергеев А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 200 лет. Владимир, Посад, 1997.
4. Энциклопедия Кирилла и Мефодия, издание на CD
5. Бушков А. РОССИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО: ЗАГАДКИ, ВЕРСИИ, ГИПОТЕЗЫ
6. Интернет, http://www.newchrono.ru/frame1/index1.htm

Сайт управляется системой uCoz