В.Т.Поляковский

Поляки русскоязычного культурного пространства: настало ли время для самоидентификации, или кто мы такие….

Выступление автора на Интернет-форуме www.poloniapolska.ru, отвлеченное от мгновенных реалий политического момента и адаптированное к формату Интернет-статьи
Сейчас, после выхода в свет постановления Сейма Республики Польша о Карте поляка, статья имеет сугубо историческое значение
"Экономическая и философская газета"
№ 41-42 (574), октябрь 2005

Господа!

Хотел было всех поприветствовать на этом прекрасном форуме моего старого друга, ибо несколько новостей из полонийной жизни России, в частности, проведение Интернет-конкурcа красоты среди представительниц молодого поколения польским клубом предпринимателей не может не вдохновлять. Но увы… события в Белоруссии (речь идет о не очень ласковом обращении Лукашенко с представителями польской диаспоры Белоруссии в августе 2005 года), так или иначе окажутся крупнейшим и самым громким из всех событий в жизни поляков русскоязычного культурного пространства…

Поэтому сейчас, наверное, помимо прочего, отдавая дань хорошему польскому обычаю, самое время поговорить здесь о том, что давным-давно назревало - о политике и о культуре. Причем не уровне "отношение к Путину и его деяниям - отношение к господину Квасневскому или к господину Качинскому и его деяниям", "степень обознанности с творчеством Шопена, Сенкевича, Вайды, Иоанна Павла II (специально перечисляются деятели из разных сфер литературы, искусства и религиозной жизни)", а на уровне более глубоком. А именно, на уровне культурной (или психокультурной, как кому угодно) и политической самоидентификации поляков России, или, говоря более общо, поляков русскоязычного культурного пространства. Эта проблема, с точки зрения автора этих строк, более чем актуальна для поляков Белоруссии, и, в той же степени, но под несколько иным углом зрения - для поляков Украины. Особо она усугубилась после вступления Польши в Объединенную Европу.

Печальная реальность глобальной геополитической ситуации в целом состоит в том, что поляки России (за исключением разве что ее азиатской части), Белоруссии, Украины, несколько в меньшей степени - Казахстана вынуждены себя ощущать или не очень понятно кем, или лицами, полностью ассимилировавшимися в другими представителями русскоязычной культурной среды. С этой точки зрения их ситуация нелегка… Они были во всех КГБ-шных документах времен репрессий обозваны "представителями национальностей иностранных государств", была ликвидирована их автономная область на Украине, и сегодня, что самое досадное, об этом никто не говорит, кроме общества "Мемориал" www.memo.ru, да и те говорят довольно тихо, так как общество, как у автора этих строк после знакомства с ним создалось впечатление, переживает сейчас не лучший период. А ведь во время репрессий многое выглядело, особенно на Украине, таким образом, что национальное размежевание было довольно четким, и до холокоста был буквально один шаг… Согласно всем понятиям международного права здесь вроде бы и хороший повод для громкого поднятия вопроса, хотя бы на уровне компенсации для семей репрессированных, но увы… Самая крупная полонийная организация России издает робкие призывы о "реабилитации поляков России", и не более…

Здесь вроде бы самый момент, чтобы некий голос прозвучал из-за Буга, но увы… Видимо, там самой удовлетворительной формой решения вопроса считается таковое по наименьшему сопротивлению, то есть путем предоставления права на репатриацию (и не всем), другие правовые возможности поляков Востока не рассматриваются. В свое время такое право представлялось для всех поляков азиатских республик и жителей азиатской части России, при этом по не очень понятным причинам отбрасывались поляки Европейской части бывшего Союза. (Что касается репатриации, которая проводилась после второй мировой войны, то там право предоставлялось всем бывшим гражданам второй RP и служившим в частях Войска Польского). А ведь зря. А ведь до сих пор, если верить рассказам фольклористов, на границах Витебской и Смоленской областей в соседних деревнях дети играют так: вы поляки, мы смоляки. И вообще психокультурное состояние многих жителей Беларуси таково, что они, с одной стороны, белорусы, с другой стороны, все же поляки. Ссылка с сервера польской диаспоры www.polonia.org, которая ярко свидетельствует о числе полонийных организаций там, весьма информативна.

Может быть, стоит подумать о более четкой психокультурной самоидентификации поляков русскоязычного культурного пространства как поляков Востока? Которая была бы отличной, с одной стороны, от психокультурной самоидентификации поляков - граждан RP, с другой стороны - от самоидентификации других жителей русскоязычного культурного пространства. Вопрос вроде бы нелегкий, та самоидентификация, которая некогда имела место, стерлась, такая система, как Восточная Европы, несколько раз выводилась из состояния равновесия, после которой, как известно из теории систем (автор этих строк пишет как математик по диплому), возврат в исходное состояние невозможен.

При этом нелишне, видимо, будет вспомнить само становление славянских языков, их первоначальная характеристика как "наречий единого славянского языка" (так в "Грамматике" Юрая Крыжанича, а это середина XVII века), и оформление четких граней между ними, признание одних наречий в качестве вполне сложившихся языков и непризнание других в таковом качестве, и признание за ними лишь диалекта некоего более массивного языка…

С этой точки зрения становление современного польского языка было процессом нелегким, нынешний польский от польского Генриха Сенкевича отличается несоизмеримо больше, чем нынешний русский от языка Толстого. Некогда образцы львовского варианта польского образца середины XIX века, к примеру, вообще было трудно отнести к какой-либо из сформировавшихся и признанных лингвистических единиц: польский? украинский? западноукраинский? общеславянский? словацкий? Увы, польский, на котором некогда общался со мной мой отец, четко зафиксировал состояние этого языка на время его детства, то есть на 30-е-40-е годы XX века, так что на время моих первых приездов в Польшу автор этих строк просто светил архаикой в своей речи… Далее, во время следующих приездов в RP естественно, это стерлось, но вот некая память об этом осталась…

Так вот, может быть, попытаться не очень тихо сказать о том, что все же культура поляков русскоязычного культурного пространства, иными словами, культура восточнопольская, отличная от культуры западнопольской, все же была, и кое где даже сохраняется? И что такую культуру, как и культуру, которая была представлена носителями языка идиш и прибалтийского варианта немецкого (да, все вышеперечисленное относилось к городской культуре), все же следует признать культурой ушедшей, но культурой, некогда все же имевшей место, как некую яркую переходную форму некоего мощного адаптационного процесса? И что отношение к потомкам носителей такой культуры, может быть, должно быть не хуже, (в том смысле, что не менее адекватным), чем к потомкам носителей культуры языка идиш и прибалтийского варианта немецкого (О чем в свое время правительства Израиля и Германии позаботились не самым худшим образом)? Причем, желательно, не на клубном уровне, коего хватает.
(Сюда же: автора этих строк искренне умиляют некие учебники русского языка, издаваемые для поляков в RP. По паре-тройке лингвистических шедевров при ознакомлении учеников с их представлениями о русском языке все же в этих учебных пособиях имеют место. Но… нет это есть тема выступления, по сему такое даю лишь в скобках).

Стоп. Решение вопроса какое? Двойное гражданство? Официально законодательство RP абсолютно такового не предусматривало, по крайней мере, до вступления этой страны в Европейскую Унию. Что касается реальной практики российской жизни, то имеют место факты двойного гражданства с такими старнами, как Германия, Израиль, Болгария (с некоторыми из таковых знаком лично, там вопрос стоял очень просто - было бы доказано происхождение). Может быть, это путь решения вопроса? Может быть, это путь развития ситуации? Может быть. Или (хотя бы) облегчение визового режима для поляков России (автору не очень приятно при звонках в посольство, получать ответы о том, что, несмотря на свое польское происхождение, права на получение туристической визы у меня нет, если нет приглашения). Некогда ваучер брался прямо на границе, сейчас, увы, это не так. В целом ощущение самого себя в глупом положении. И за себя и за собратьев и за обе державы обидно. Тем более, что большинство из них - это прямые потомки участников антисамодержавных восстаний 1830 и 1861-1863 годов.

Одним словом, видимо, вырисовывается некий ненулевой повод для того, чтобы об этой проблеме - проблеме поляков Востока заявить серьезно.. То есть чтобы заняться как минимум парламентской политикой. Хотя бы для того, чтобы не чувствовать себя глупо… Векторы политической борьбы и некая явственная конечная вырисовались более чем, хороший опыт в решении этого вопроса есть более чем…. Разумеется, вопрос не выглядит так, что к нему должен быть причастен каждый. Но хоть кто-то к нему быть причастным все же обязан…

Поляковский Владислав Тадеушевич
wlad@df.ru www.wladmoscow.narod.ru
Сайт управляется системой uCoz