Change Russian to English

О ЗАТМЕНИЯХ, УПОМЯНУТЫХ В "ХРОНОГРАФИИ" ТЕОФАНА

1. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ДВУХ ЗАТМЕНИЙ СОСТОЯВШИХСЯ В МЕСЯЦЕ ДАИСИИ СОГЛАСНО "ХРОНОГРАФИИ" ТЕОФАНА

В хронике Теофана речь идет о двух затмениях (цитата по (1), стр.352, идет под номером VIII во втором разделе).

Морозов об этом пишет так (при цитировании опущены греческие буквы в тексте и даны сразу их переводы на русский):

"В хронографии Теофана, умершего в Самофракии в 817г.(5), (6, № 52), сказано:

"В этом году (в 338, поставленном вместо 346) произошло солнечное затмение, так что даже звезды на небе были видны 6 дня месяца Даиси в 3-м часу (от восхода солнца, оба прим. Морозова)"

А на следующей (39-й) странице сказано, что

"в это (339) лето опять наступило солнечное затмение во втором часу (от восхода солнца) воскресного дня"

Но в 339 г. не было видимо никакого солнечного затмения на прибрежьях Средизменого моря. Считая Даисий за июнь, находим, что ближайшее затмение было 4 июня 262 года, шедшее по Африке, при нем нельзя было видеть звезд в Европе и Египте: они видны лишь при полном. А после 339 г. было несколько подходящих?? (знаки вопроса автора).

Первое из указанных Теофаном пары затмений Петавиус отнес к 6 июня 346г., считая тут сдвиг 8 лет, а второе - к 9 октября 348г., с допущением такой же ошибки на 9 лет, так как только это последнее было в "воскресный день" в 1ч. 24м. после восхода солнца с фазой для Византия 8"3. Кроме того, в воскресение приходилось еще одно солнечное затмение 28 мая 355г. тоже в 3-м часу от восхода солнца, но за год перед ним не было полного солнечного затмения, а только за 6 лет до него, кольцеобразное 4 апреля 349г. с максимальной фазой 11"5 в Кандигире и Мессопотамии. Значит, приходится остановитьс прежде всего на тех же двух затмениях, как и Петавиус, допустив сдвиг хронологии на 8-9 лет....

.... никаких других пар затмений не было от начала нашей эры и до наших дней".

Далее идет анализ взаимозависимости источников.

Даисий однозначно Морозовым отождествлен с июнем.

Увы, это не совсем корректно. Здесь все не так просто, как Морозову показалось. И мы пойдем значительно дальше Морозова и выясним, о каком же Даисии может идти речь. Здесь нам поможет И.А.Климишин и его книга "Календарь и хронология".(2)

Если ему верить, среди многочисленных древнегреческих календарей наибольшую популярность имели афинский и македонский лунно-солнечные календари. По одним данным, древние греки начинали год во время зимнего или летнего солнцестояния, по другим - то, что у них использовалась октаэтериды - 8-летний цикл со вставкой двух или трех дополнительных лунных месяцев.

Согласно (2), стр.124, македонскому месяцу Десиосу соответствует май. В общем случае, нужно рассмотреть абсолютно все начала месяца Десиос с начала мая до начала июня, т.е., с 1 мая до 1 июня.

Но возможно еще и другое. Возможно, что Десиос был при переписывании рукописей сочтен за Диос, который примерно соответствует юлианскому октябрю и начал которого может быть с 1 октября до 1 ноября.

Итак, мы получаем задачу:

- одно из солнечных затмений было видно из Константинополя примерно через два часа после восхода солнца 6 Даисия (или Диоса),
- второе было в следующий после него год (или через два года) в воскресенье.

Мы разыщем все пары затмений из затмений, видимых из Афин и Константинопол хоть как-то удовлетворяющий условиям задачи. В частности, мы достаточно произвольно подойдем к вопросу фаз затмений.

Диапазон рассматриваемых лет был от -45 н.э. до 1200 н.э. (Он был выбран из тех соображений, что до введени юлианского календаря понятие воскресени не имело четкого смыла, отсюда возникает нижн хронологическая граница).

Если мы учтем, что, согласно некоторым свидетельствам, во времена Никейского собора было принято решение пропустить три дн из календаря (если верить (1) со ссылкой на (3) и (4)), и при этом в воскресение, упомянутое в источнике, превращается в среду, рассчитанную согласно канона.

Приведем такие затмения, наблюдаемые из Константинополя т запишем результаты в таблицу 1.

Первая колонка - год/месяц/число, вторая - день недели, третяя - врем максимума затмения по Гринвичу, четвертая - фаза, пятая - врем восхода солнца, шестая - количество часов от рассвета.

Таблица 1.
 
-009/06/30 Fr 10:33 0.839 02:40 08:33
-008/06/19 We 02:36 0.781 02:40 00:15
0212/08/14 Fr 05:26 0.945 03:20 02:26
0218/10/07 We 06:13 0.937 02:50 03:25
0239/08/16 Fr 14:34 0.678 03:20 11:34
0240/08/05 We 04:29 0.920 03:10 01:19
0292/05/04 We 06:28 0.753 03:10 03:18
0293/09/17 Su 14:30 0.661 04:00 10:30
0346/06/06 Fr 04:23 0.843 02:40 01:40
0348/10/09 Su 05:45 0.677 04:30 01:15
0538/02/15 Mo 08:37 0.921 05:15 03:22
0540/06/20 We 08:19 0.940 02:40 05:30
0550/11/24 Th 08:21 0.976 05:20 03:00
0551/05/21 Su 11:31 0.196 02:50 09:00
0590/10/04 We 11:42 0.931 04:15 09:42
0592/03/19 We 09:21 0.949 04:20 05:01
0968/12/22 Tu 09:22 1.031 05:50 04:30
0970/05/08 Su 04:32 0.967 03:30 01:00
1174/11/26 Tu 05:29 0.898 05:20 00:09
1176/04/11 Su 04:45 0.866 03:40 01:00
1187/09/04 Fr 11:32 0.909 03:40 07:50
1191/06/23 Su 12:12 0.814 02:40 09:30
Из приведенных в таблице данных ясно следует, что идеального совпадени с текстом хроники не дает ни одна пара затмений. Если учесть, что идеального счета времени дня тогда не существовало, то мы будем отдавать приоритет тем парам, в которым второе затмение происходит в более раннее врем суток.

С этой точки зрения наиболее приоритетной является именно нижеприведенна пара (запишем в таблицу 2):
 
Таблица 2
 
590/10/04 We 11:42 0.931 04:15 09:42
592/03/19 We 09:21 0.949 04:20 05:01
Она имеет приоритет перед той, на которой остановился Петавиус, со следующих точек зрения:

1. Даты 590/10/04 и 592/03/19 - это даты из двух последовательных лет (без промежуточного, ибо год в Византии начинался в сентябре и компилятор мог руководствоваться именно этим) в отличие от дат 346/06/06 и 348/10/09, которые в любом случае не являютс датами из двух последовательных годов.

2. Время суток второго затмения в этой паре явно раньше времени суток первого затмения (в паре Петавиуса это время также раньше, но неявно)

3. И то и другое затмение было ясно наблюдаемо из Константинополя, ибо оба имели довольно большие фазы, в отличие от второго затмения из пары Петависуа 348/10/09, которое имело в Константинополе фазу 0.667 и могло быть не замеченным невооруженным глазом.

Кстати, из приведенной статьи ясно следует, что хроника Теофана - это слоистый документ, в котором хронология явно оторвана от написанного текста.

2. У Морозова в (1) на стр. 335 в разделе I-XIX речь идет еще об одном затмении, упомянутом у Теофана (5, стр. 268), (6, № 78):

"При выходе его (Маврикия) в Гебдомон произошло солнечное затмение и порывы неожиданного ветра"

По  традиции восточноримский император Маврикий правил 21 год в 582 по 602 годы н.э. Выпишем все затмения, видимые из Константинополя в годы его правления в таблицу 3.

Таблица 3.
 
  590/10/04 11:42  0.931
  592/03/19 09:21  0.949
  601/03/10 08:11  0.769

Видимо речь идет о первом из трех затмений. Об этом же затмении идет речь у Григория Турского, Теофилакта Симокатта, Анастасия Библиотекаря, Зонараса во "всемирных летописях".

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозов Н.А. Христос. Том 4. Москва. Крафт-Леан, 1998
2. И.А.Климишин. "Календарь и хронология".(2) М. Наука 1985
3. Медлер И.Г. "О реформе календаря" - Журн. МНП, 1854, ч.121, янв., отд. VI, стр.9
4. Хлюстин Б.М. Мореходная асторономия. 4-е изд. - Л. 1939
5. Theophanis Chornographia, изд. de-Boor, 1883, Vol.1 стр.38
6. Spezieller Kanon der Sonnen- und Mondfinsternisse fur das Landregebiet der klassische Altertumswissenschaften und ben Zeitraum von 900 vor Chr. bis 600 nach Chr. von F.K.Ginzel Standigem Mitgliede des Konigl. Astronomische Recheninstitutes, Berlin Mayer & Muller 1899

Возврат к главной странице
Возврат к основной странице о хронологии
Нажав здесь Вы отправите автору любое сообщение

Сайт управляется системой uCoz