О ЗАТМЕНИЯХ, УПОМЯНУТЫХ У ПЛУТАРХА
1. У Морозова в (1) на стр.379 в разделе IV-IV речь идет о затмении, упомянутом у Плутарха.
Плутарх в своем "Жизнеописании Цезаря" (2), (13, № 31) пишет:
"Среди божьих знамений достойно быть отмеченным появление большой кометы, которая была ясно видна семь дней подряд после убийства Цезаря, а затем пропала, а также и нашедшее на солнце потемнение света. Весь тот год целиком всходил солнечный диск бледным и без блеска, и от него исходило слабое и ничтожное тепло, так что воздух был темным и тяжелым, и от слабости все уменьшающегося солнечного тепла плоды земные наполовину поспевали и, оставаясь недозревшими, пропадали из-за окружающего их холодного воздуха".
Хронологию комет мы не можем считать достоверной, а данное описание может быть понято как описание солнечного затмения.
Мы можем подобрать достаточно большое количество затмений для такого описания.
Согласно традиционной истории он умер в 44г. до н.э. С года 50 до н.э. до года 33 до н.э. видимых солнечных затмений в итальянском Риме и Константинополе не наблюдалось.
Еще об этом же затмении пишут Виргилий в "Георгиках", Овидий в "Метаморфозах", Тибулл в "Элегиях", Аврелий Виктор,Кедренос, Иосиф Флавий и Сервий.
2. Еще у Морозова в (1) на стр.392 в разделе IV-XIII речь идет о затмении, упомянутом у Плутарха в его книге "О лице в лунном диске"(3), (13, № 40):
"Из всех явлений, относящихся к солнцу, ничто так не походит на солнечный закат, как солнечное затмение - думается мне - когда мы вспоминаем о недавнем соединении (солнца и луны). Оно произошло тотчас по полудни, и многие звезды во многих местах неба сделались видны, а воздух принял окраску, подобную сумеркам".
Мы можем подобрать достаточно большое количество затмений для такого описания.
3. У Морозова в (1) на стр.424 в разделе VI-VIII речь идет о затмении, упомянутом у Плутарха в (4), (13, № 9):
с. 22 "Это было начало осени....."
с. 23 "Когда все было готово...наступило ночью лунное затмение..."
с. 28 "День, в который Никий был взят в плен, был 26 числа месяца Карнейя,
который афиняне называют Метагейтнион...."
Месяц Метагейтнион, если верить (11, стр. 124), соответствовал современному августу - сентябрю. Кроме того, об этом же затмении речь идет у Фукидида, как о последнем из его знаменитой тройки затмений, и мы заного его воспроизведем:
1281/08/31 02:22
Хотя не исключена возможность, что у Фукидида и Плутарха речь идет все же о разных затмениях.
4.У Морозова в (1) на стр.427 в разделе VI-XII речь идет о затмении, упомянутом у Плутарха в (5), (13, № 13)которое состоялось в то время, когда Агезилай хотел напасть на страну беотийцев, а именно, когда Агезилай стоял лагерем в Херонее.
Об этом же затмении речь идет у Ксенофонта и у Диодора Сицилийского.
Увы, надежных данных для датировки такого затмения нет.
5. У Морозова в (1) на стр.428 в разделе VI-XIII речь идет о затмении, упомянутом у Плутарха в "Жизнеописании Пелопида" (6, с. 31), (13, № 14):
"Когда фивяне быстро пришли к решению, и все было готово, и когда предводитель их собрался выступить, произошло солнечное затмение, и тьма объяла город днем".
Более подробно об этом затмении речь идет у Диодора Сицилийского
6. У Морозова в (1) на стр.428 в разделе VI-XIV речь идет о затмении, упомянутом у Плутарха в жизнеописании Диона (7), (13, № 15):
"В то время, как они думали, что это от всех скрыто, один из учеников Платона Геликон из Кюзики предсказал солнечное затмение. А когда оно наступило, тиран этого города пришел в изумление, и Дион получил от него талант серебра"
Нет никаких надежных зацепок для датировки этого затмения.
7. У Морозова в (1) на стр.430 в разделе VI-XV речь идет еще об одном затмении, упомянутом у Плутарха в жизнеописании Диона (8, с.24), (13, № 16):
"После жертвенных возлияний и торжественных молитв наступило лунное затмение... Это было в середине лета, и пассаты дули на море".
Об этом же затмении речь идет в жизнеописании Никия (9), (13, № 16):
"Друг Платона, Дион, не испугался лунного затмения, когда собиралс покинуть Закинф и отправиться против Дионисия, но отплыл, пристал в Сиракузах (в Сицилии) и сверг тирана".
Надежных оснований для датировок нет, хоть Диодор это отнес к 4-му году 104 Олимпиады (420 олимпийской эры, или 356 до н.э.).
8. У Морозова в (1) на стр.431 в разделе VI-XVII речь идет еще об одном лунном затмении, упомянутом у Плутарха в жизнеописании Александра (10, с.24), (13, № 18):
"Случилось, что большое сражение против Дария произошло не у Арбелы, а у Гаугамел... (согласно учебника истории - 20 сент. 330 до о.э., ровно в дату затмения - ВП) В то время, как мистерии начались в Афинах, в Боэдромиуме наступило лунное затмение. В одиннадцатую ночь после этого затмения лагери персов и македонян стояли друг против друга".
Об этом же затмении идет речь у Арриана (он говорит, что это затмение было в месяце Пианепсионе), Птолемея, Плиния в "Естественной истории", Курциуса.
Месяц Пианепсион афинского календаря согласно (11, стр.124) примерно совпадает с октябрем юлианского календаря.
Нет никаких возможностей однозначно решить возникающую при этом хронологическую задачу его датировки.
9. У Морозова в (1) на стр.439 в разделе VI-XXVIII речь идет еще об одном лунном затмении, упомянутом у Плутарха в жизнеописании Эмилия Павла (12), (13, № 27).
"Когда настала ночь, и все после ужина предались сну и покою, неожиданно затмилась луна, до того времени полная и ясно видимая. При своем затмении она принимала разные окраски и стала затем совсем невидимой. Так было во второй половине лета".
С точки зрения Гинцеля, об этом же затмении может идти речь у Цицерона, Плиния в "Естественной истории" (II, 53), Квинтиллиана (I, 10, 47), Валерия Максима (VIII, II, I) и Фронтина Стратега (I, 12, 18).
Нет никаких возможностей однозначно решить возникающую при этом хронологическую задачу его датировки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Морозов Н.А. Христос. Том 4. Москва. Крафт-Леан, 1998
2. Plutarch, Caesar, 69.
3. Plutarch: "De facie in orbe lunae", C.19
4. Plutarch: "Vita Niciae". C. 22, 23, 28.
5. Plutarch: "Vita Pelopidae". C. 31
6. Plutarch: "Vita Pelopidae". C. 31
7. Plutarch: "Vita Dionis". C. 19
8. Plutarch: "Vita Dionis". C. 23
9. Plutarch: "Vita Niciae". C. 23
10. Plutarch: "Vita Alexandri". C. 31
11. Климишин И.А. Календарь и хронология. Москва Наука, 1985
12. Plutarch: "Vita Emilii Pauli 17"
13. Spezieller Kanon der Sonnen- und Mondfinsternisse fur das Landregebiet
der klassische Altertumswissenschaften und ben Zeitraum von 900 vor Chr.
bis 600 nach Chr. von F.K.Ginzel Standigem Mitgliede des Konigl. Astronomische
Recheninstitutes, Berlin Mayer & Muller 1899
Возврат к главной странице
Возврат к основной
странице о хронологии
Нажав
здесь Вы отправите автору любое сообщение