Почему я занимаюсь хронологией.
Объяснение к выставленным работам, а также то, к чему я призываю всех исследователей в данной области
1. Предпосылочная часть
(Кто виноват?)
К величайшему сожалению, проблем в мировой истории, на которые очень часто
историки любят закрывать глаза и не обращать внимание, хватает. Одной из таких
проблем является проблема датировки событий древнего мира. Это касается не
только, к примеру, истории древнего Египта, Китая или Мессопотамии, но и
истории Европы.
Есть несколько версий возникновения и формирования европейской
хронологии. Одна из них, с точки зрения автора, наиболее приоритетная, изложена
ниже.
Хронологическим стержнем, по которому производилось большинство датировок
древнего Средиземноморья, является список римских консулов и императоров. Он
явился результатом компиляции различных источников. Компиляция была выполнена,
по всей видимости, во второй половине XIII-го века и была сделана отнюдь не
непредвзято и имела перед собой цель показать хронологическую связь времен
между рождением Иисуса Христа
(началом нашей эры)и планирующимся его 1300-летним юбилеем, который, по замыслу
организаторов, должен был привлечь в Рим большое количество паломников.
Дата
рождения Иисуса Христа была вычислена Дионисием Ничтожным, а широкую
популярность произведениям Дионисия Ничтожного предал Беда Достопочтимый. Автор
данных строк в своей работе показал, что если абстрагироваться от упоминаний
астрономического характера, напрямую связанных с мистикой и астрономией, то
останутся упоминания чисто календарного характера. А согласно этим упоминаниям
Иисус Христос, если его или его прототипа считать реальной исторической
фигурой, мог появляться на свет и воскресать довольно часто. А более
подробно с этим Вы ознакомитесь нажав здесь.
По всей видимости автором принятой в современных учебниках истории
хроники римских верховных жрецов (позднее пап) и императоров был чех Мартин
Тропауский (или Мартин Полонус). Он наполнил, если верить Морозову (3, стр.
777) ее фантастическими сообщениями. После него доминиканец Птолемей из Лукки
составил каким-то сверхестественным образом историю церкви от рождества
Христова до 1312 года, а Бернард
Гвидонис (Bernard Guidonis, известен также Бернард Ги) написал такую
же историю пап и императоров, которые и переписывают современные историки как
свои основные документы.
А таким образом возникшая компиляция закрепилась надолго. Потому вопрос компиляции различных обрывочных хроник является вопросом первостепенной важности и нуждается в более подробном исследовании. Нелишне напомнить, что произведений авторов, упомянутых в предыдущем абзаце, в библиотеках России практически нет, за исключением Толемея из Лукки, локальная хроника авторства которого одного из Североитальянских городов напечатана в Monumenta Germanica.
Одну из последних точек в становлении хронологии древности поставил
французский ученый, по образу жизни вечный студент Жозеф
Жюст Скалигер (Joseph Justus Scaliger). Его произведения были изданы в
первый и последний раз в истории человечества на рубеже 16-17 веков и с тех пор
не переиздавались.
С тех пор вопрос хронологии древнего мира считается решенным раз и
навсегда, однако упомянутые в учебнике истории датировки событий не есть истина
в последней инстанции, а всего лишь ТОЧКА ЗРЕНИЯ на данный вопрос определенной
хронологической школы, а именно, школы Гвидониса-Скалигера.
Вышеупомянутые авторы, по-видимому, имели перед собой ряд событий, в
датировке которых они не сомневались, или к которым они свои работы должны были
подогнать (например, дата
рождения Иисуса Христа, вычисленная римским монахом Дионисием
Ничтожным (Dionysis Exiguus)).
Дата жизни
какого-то консула, епископа, папы или императора считалась уже определенной, и
хронологам других стран для датировки событий в своей стране было достаточно
взять уже имеющуюся относительную датировку (год правления такого-то консула
или императора) и просто посчитать на основании имеющейся хронологической шкалы
год относительно рождества Христова. В случае, если исторический документ был создан задолго до жизни
вышеупомянутых авторов, его датировка, проводилась уже, естественно, задним числом.
Именно эта эпоха
оказалась в европейской историографии поворотной - до нее всю мировую историю
можно уже было считать концептуально разработанной и хронологически размеченной,
а после нее можно уже было спокойно приписывать по естественному ходу времени
шаг за шагом уже современные хронистам события, особо не утруждая себя
вопросами хронологии.
У Скалигера имелся и проверочный материал - это астрономический канон
лунных и солнечных затмений, который в то время с определенной точностью уже
был составлен. Он мог сопоставить те астрономические затмения, которые были
упомянуты древними летописцами с результатами собственной проверки.
Результаты этой проверки были зафиксированы в самим Скалигером в его
книге "De emendatione temporum" ("О изменении времен").
Временами комментарии к этим затмениям выглядят очень странно: затмение
заведомо не согласуется с описанным в источнике, тем не менее Скалигер говорит
о нем как о подходящем.
С тех пор (с момента издания его работ на рубеже XVI-XVII веков) к подобного
рода проверкам напрочь потеряли всякий интерес историки и интересовались ними
лишь астрономы. В частности, упомянуты они у Гинцеля в (1) и у Морозова в 4-м
томе его семитомника "Христос"(2).
Проверка, проведенная и самим Скалигером, показала следующее: рубеж,
начиная с которого все затмения, упомянутые в источниках, подтверждаются
астрономически, является 4-й век н.э. То есть об этой проблеме формально было
известно давно, но проблема замалчивалась.
Что касается отношения со стороны окружающих, то к работам Дионисия
Ничтожного и Скалигера было высказано недоверие со стороны многих оппонентов, в
частности, со стороны Исаака Ньютона и Иоганна Кеплера.
Что же
касается хронологии иудаизма и византийской империи, то у автора данных строк
сложилось впечатление, что к вопросам хронологии они относились значительно
более спокойно, чем их западноевропейские коллеги. К примеру, знаменитый
"Летописец еллинский и римский" исправно датирует от сотворения мира
все события, происходящие в первой римской империи в I-III веках н.э., исправно
датировано в годах от сотворения мира, а что касается более поздней римской
империи со столицей в Константинополе III-V веков, то там таких датировок нет.
К слову говоря, возобновляется датировка правлений от сотворения мира в этом же
летописце до кончины Юстина в году 6032 от сотворения мира или в 524 г.н.э.
Далее по тексту датировка правителей византийской империи, опять же, носит
эпизодический характер, от списка к списку переписчики сбивались, и
окончательный вид оно приобретает лишь к году 6376 от сотворения мира (868 о.э.),
когда текст летописца изобилует сообщениями о Руси. (К слову: год 876 о.э.
идеально подходит как точка отсчета великих индиктионов продолжительностью
19*28=532 года вглубь веков, ибо в этом случае получится, что мир был создан
как раз в году –5508 о.э.).
Что касается
хронологии арабского мира, то главный состыковщик хронологии арабского мира с
хронологией Европы Бируни отмечает ряд проблем, с которыми он столкнулся, когда
состыковывал эры от Александра и Магомета.
Что касается
хронологии древнейших времен, то она просто вынуждена была быть привязанной к
библейской хронологии, которая возникла в результате попыток датировки всех
событий от сотворения мира еще в древнеиудейской традиции, а что касается
хронологии других стран, то их зависимость от римской была неоспоримой.
Автор данной статьи пытается вместе со своими коллегами по немногим
имеющимся данным восстановить хронологический костяк древнего мира.
А историкам дипломированным хочется задать следующие вопросы:
- как
принято вести себя в тех ситуациях, когда находится источник, в котором дается
качественно иная трактовка исторических событий (к примеру, в применении к
вопросу об истоках великой монгольской державы: есть Карпини и Рубрукус, есть
сообщения венгерских миссионеров - качественно разные трактовки вопроса)
-
традиционно перед историками и исторической школой как таковой помимо прочего
стояла и такая задача: выявить в процессе исследовательской работы (археология,
источники) максимальное количество лиц. В свете вышесказанного: как принято
вести себя в той ситуации, когда два лица, упомянутых в источниках, имели очень
много шансов быть одним лицом, то есть, грубо говоря, быть дубликатами?
- известно,
что в разных языках очень в разных странах мира у разных народов процесс
становления имен происходил существенно по-разному, причем имена людей как
имена собственные происходили преимущественно от имен нарицательных. Как в
современной исторической традиции принято себя вести в тех ситуациях, когда имя
собственное того или иного лица очень похоже на имя нарицательное (к примеру,
Александр или защитник людей, относится к словам практически всех частей речи,
включая имена числительные)?
-
как
принято себя вести в тех ситуациях, когда вдруг нежданно-негаданно некое лицо,
жившее согласно одной концепции в одном веке вдруг появляется в другом веке?
2.
Программная часть (Что делать с точки зрения идейной)
Автор
призывает:
1. Отойти от
вмешательства каких-либо давящих внешних обстоятельств типа текущей
идеологической конъюнктуры.
2. Отойти от
призывов к исторической амнезии, не заниматься выискиванием в мировой истории
призывов типа "Гей, славяне", "Гей, германцы!", "Гей,
евреи!". Историческая наука должна быть объективной и нетенденциозной.
3. Покончить
использование всемирной истории древности и средневековья как средство для
решения спорных экономических вопросов.
4. Сделать
попытку собрать воедину все факты, которые так или иначе свидетельствуют против
традиционной концепции истории древности и средневековья.
5. Всяческую
исследовательскую работу проводить максимально тщательно с четким указанием
источников и традиционной исторической версии (изложенную в учебниках истории,
энциклопедиях и т.д. и т.п.)
А то, в каком виде все изложенные идеи пребывают сейчас, можно узнать из книги автора этой статьи под названием "Как возникла глобальная хронология" - научно-популярной версии его иссертации, на защиту которой он бы приглашен первым из исследователей-альтернеативистов естетсвеннонаучной школы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Spezieller
Kanon der Sonnen- und Mohdfinsternisse fur das Landregebiet der klassische
Altertumswissenschaften und ben Zeitraum von 900 vor Chr. bis 600 nach Chr. von
F.K.Ginzel Standigem Mitgliede des Konigl. Astronomische Recheninstitutes,
Berlin Mayer & Muller 1899
2. Морозов Н.А. Христос. Том 4. Москва-Ленинград 1928
3. Морозов Н.А. Христос. Том 5. Москва-Ленинград 1930
2.
Программная часть (Что делать? С точки зрения идейной)
Автор
призывает:
1. Отойти от
вмешательства каких-либо давящих внешних обстоятельств типа текущей
идеологической конъюнктуры.
2. Отойти от
призывов к исторической амнезии, не заниматься выискиванием в мировой истории
призывов типа "Гей, славяне", "Гей, германцы!", "Гей,
евреи!". Историческая наука должна быть объективной и нетенденциозной.
3. Покончить
использование всемирной истории древности и средневековья как средство для
решения спорных экономических вопросов.
4. Сделать
попытку собрать воедину все факты, которые так или иначе свидетельствуют против
традиционной концепции истории древности и средневековья.
5. Всяческую
исследовательскую работу проводить максимально тщательно с четким указанием
источников и традиционной исторической версии (изложенную в учебниках истории,
энциклопедиях и т.д. и т.п.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Spezieller Kanon
der Sonnen- und Mohdfinsternisse fur das Landregebiet der klassische
Altertumswissenschaften und ben Zeitraum von 900 vor Chr. bis 600 nach Chr. von
F.K.Ginzel Standigem Mitgliede des Konigl. Astronomische Recheninstitutes,
Berlin Mayer & Muller 1899
2. Морозов Н.А. Христос. Том 4. Москва-Ленинград
1928
3. Морозов Н.А. Христос. Том 5. Москва-Ленинград 1930