ЦЕЛЬ НЫНЕШНЕЙ РАБОТЫ
Есть два пути изучения вопроса рождения и/или воскресения Иисуса Христа с точки зрения источниковедения, (если, естественно, относится к нему как реальному историческому лицу, или как к фигуре, для описания жизни которого было использовано хотя бы частично описание жизни какого-то реального человека): изучая канонические и неканонические источники.
Каноническими источниками являются книги Ветхого и Нового Завета, канонизированные церковью. Неканоническим источником являются все остальные, а именно, все те источники, где, с одной стороны, упомянут Иисус Христос и, с другой стороны, этот источник не признан церковью как священный, т.е. не канонизирован.
Что касается исследования вопроса рождения и воскресения Иисуса Христа по каноническим источникам, то у исследователя, изучающего данный вопрос, исследовательская работа закончится достаточно быстро. Исследователь наткнется на упоминание об иудейском царе Ироде и/или римском императоре Тиберии, после чего перед ним встанет задача выяснения лет их жизни. И здесь исследователь столкнется с банальной проблемой: непрерывных глобальных хроник, которые непрерывно рассказывают обо всей истории человечества и охватывают период, столь отдаленный от наших дней, вообще нет. Те хроники, что есть, повествуют лишь о каких-то локальных событиях и датируют все события в лучшем случае в годах правления какого-то консула, императора, другого правителя, т.е. в относительной хронологии. Потому выяснить, идя по такому пути, величину временного интервала от вышеупомянутых Ирода или Тиберия до наших дней будет задачей непростой.
Вдобавок к этому выяснится другой факт. Что среди многочисленных правителей и других государственных либо церковных деятелей разных стран лишь некоторые из них в качестве оснований для датировок других царей появляются чаще других. Таковыми являются, к примеру, Александр, Панодор или Диоклетиан.
А чаще других упоминается полулегендарный Иисус Христос, от Рождества которого большинство стран уже к XVI веку начали датировать свои события. Отсюда и следует цель нынешней работы: показать на основании сведений, взятых в том числе из неканонических источников, весь теоретически возможный спектр дат воскресения Иисуса Христа.
Такого рода сведения могут быть хронологическими или астрономическими. Среди астрономических сведений некое место занимают чисто календарные, т.е. те, в которых упоминается некая календарная дата.
Что касается астрономической информации, то она многообразна и достаточно сложна с точки зрения обилия трактовок и интерпретаций канонических текстов (сверхновые звезды, кометы, планеты, созвездия и т.д.). Мы в данной статье остановимся лишь на календарной стороне вопроса.
Что касается информации календарного характера, то она в некоторых неканонических источниках все же сохранилась и о ней будет рассказано в соответствующем разделе подробно.
Хочется рассказать о неких преимуществах календарной информации перед информацией другого рода. Дело в том, что юлианский календарь с момента его провозглашением Юлием Цезарем если и пересматривался, то это было четко зафиксировано. При этом не возникает вопрос о стыковке отдельных хроник, и мы можем сказать однозначно: информация календарная надежней информации хронологической.
Приведем каноническую позиции церкви по данному вопросу. Современное богословие призывает к тому, чтобы при изучении данного вопроса использовались лишь канонические источники. Православная церковь призывает относиться к Иисусу Христу как к божеству, а католическая церковь позволяет обсуждать подобные темы только церковной элите. Автор данной статьи не обсуждает в статье богословские аспекты данной темы.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА И ЕЕ КАЛЕНДАРНЫЙ АНАЛИЗ
Известно, что первым историком (точнее, хронологом), который начал считать года от Рождества Христова, был римский монах Дионисий Малый (Dionysis Exiguus), живший согласно традиционной истории в VI веке н.э. Его работы были, если верить (7), заново открыты английским летописцем Бедой Достопочтимым в VII веке нашей эры, который и ввел их в научный оборот. Со временем все больше и больше историков пытались датировать те или иные даты от Рождества Христова, а широкую популярность эра от Рождества Христова получила благодаря празднованию юбилея Иисуса Христа, провозглашенного в 1300-м году папой Бонифацием VIII. Тогда же появился ряд историков и хронологов в разных странах, которые написали свою версию истории человечества, датируя все события в ней от Рождества Христова.
Что же касается восточных стран, то, например, споры в Константинополе о дате Рождества продолжались вплоть до XIV-го века (см. [1]). В мусульманских странах такая эра не является общепринятой. Путь признания эры от Рождества Христа был нелегок.
Судя по [1, стр.241], было не совсем понятно, почему же он отнес дату рождества Христова именно на принятый сегодня год. Мы приведем одну из гипотез, согласно которой он поступил именно так, основываясь на книге Климишина [1, стр. 241] со ссылкой на предположение Гинцеля [8, стр. 273]. Эта гипотеза основана на анализе пасхалий и традиционной датировке жизни Дионисия Малого VI веком н.э.
В старину одной из главных задач хронологии был расчет пасхалий, т.е. таблиц для установления дат для проведения пасхи. Одна из таких таблиц в юлианских годах была составлена Кириллом, патриархом александрийским на годы 153-247 по эре Диоклетиана, и имела продолжительность 95 лет (5 метоновых циклов).
Согласно анализируемой гипотезе, Дионисий Малый решил просчитать пасхалию на ближайшие 95 лет (после истекших предыдущих 95) в годах эры Диоклетиана, то есть от года 247 по эре Диоклетиана. При этом, видимо, решив из политических соображений, что нехорошо праздновать христианский праздник, считая при этом годы в эре императора - гонителя христиан, и отважился рассчитать пасхалию в годах от рождества Христова.
Пасха имеет место в первое воскресение после первого полнолуния после весеннего равноденствия. С учетом того, что при составлении юлианского календаря весеннее равноденствие было принято на 21 марта, видимо, закрепилась одна из традиций, согласно которой было принято, что Иисус Христос либо пострадал либо воскрес именно 25 марта.
Эта традиция основывается на провозглашенных позже поддельными актах Пилата, которые, если верить (1, стр.211) якобы приняли на веру некоторые видные представители Западной церкви (епископы римские Ипполит, Тертулиан, Августин и др.). В них речь идет о том, что Христос якобы пострадал 25 марта. Тогда же, видимо, появилась тенденция относить "первую Пасху" - "воскресение Христово" на 25 марта, которая становится более понятной, если учесть, что уже тогда сформировались взгляды, будто бы именно в этот день был создан мир и состоялось благовещение. Затем именно по этой причине, пасху, имевшую место ровно 25 марта, называли "пасхой Господьственной", подчеркивая тройное совпадение.
В рассматриваемой гипотезе о датировке рождения Христа Дионисием предполагается, что Дионисий знал об этой традиции. И что свои расчеты он строил вокруг упомянутой даты 25 марта.
Ближайшим годом, на который, по расчетам Дионисия согласно вышеизложенной гипотезе, приходилась пасха на 25-е марта, был 279 год эры Диоклетиана. Дионисий к тому времени уже наверняка знал о 532-летнем периоде повтора солнечных и лунных циклов ( 532=28 (число лет в солнечном цикле юлианского календаря, солнечный цикл является ровесником юлианского календаря)*19 (число лет в лунном метоновом цикле, открытым греком Метоном якобы в VI веке до н.э.)), потому он просто вычел из числа 279 число 532 и получил, что воскрес Христос за 253 года до начала эры Диоклетиана. Это место будет более подробно проанализировано чуть ниже.
В этом случае, с учетом существовавшей на тот традиции о том, что он прожил 31 год, легко вычислялся год его рождения: 284 год до начала эры Диоклетиана.
AD: ANNO DIONYSIS SIVE ANNO DIOCLETIANO?
Работы Дионисия неоднократно подвергались критике со стороны позднейших историков и хронологов. Так, если верить Климишину [1], его критиковал Кеплер, который даже оперировал выражением Anno Dionysis вместо Anno Domini.
Характерно еще то, что годы от рождения Иисуса Христа (Anno Domini) и годы эры Диоклетиана (Anno Diocletiani) в аббревиатуре дают одно и то же - AD. Именно такую же аббревиатуру дает Ante Domini - до нашей эры. Это же дает в аббревиатуре обозанчение лет до рождества Христова - Ante Domini. Может быть, это привело к различным ошибкам со стороны историков.
В конце раздела мы отметим, что популярным обозначением эры Диоклетиана была александрийская эра.
ОШИБКИ ДИОНИСИЯ ПРИ ВЫЧИСЛЕНИИ ПОЛНОЛУНИЙ И О ТОМ, МОГЛО ЛИ ЧИСЛО 13 ОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ЭТИ ВЫЧИСЛЕНИЯ
Итак, как сказано выше, в 247 году эры Диоклетиана истек некий пасхальный цикл продолжительностью 95 лет. Ближайшим годом, на который, согласно расчетам Дионисия, пасха приходилось на 25 марта, был год 279 эры Диоклетиана, или 32-й год 95-летнего цикла, или 13-й год 2-го в данном 95-летнем пасхальном цикле 19-летнего метонова цикла. 13-й год первого метонова цикла был пропущен. Попытаемся проанализировать этот факт.
Строго говоря, если для Дионисия в рассматриваемой гипотезе для проведения пасхи были важны не только дата полнолуния, но и день недели, ничего удивительного в этом нет. В солнечном цикле не существует двух лет с интервалом в 19 лет, в которых бы дни недели или, говоря более общо, воскресные буквы, совпадали (то есть если в каком-либо году 15 февраля приходится на понедельник, то невозможно через 19 лет подобрать такой же год, в котором 15 февраля приходилось бы вновь на понедельник).
Хотя в случае, если для Дионисия была важна лишь астрономия и была не важна календарная сторона вопроса, возможно и иное. Возможно, некое влияние на него оказало число 13 как число согласно каббалистическим представлениям несчастливое.
Здесь хочется отметить два интересных факта.
1. В западной системе лунных циклов год с номером 13 (или, как это еще принято говорить, с золотым числом 13) имеет пасху 24 марта (1, стр.76).
2. В восточной системе нумерации лунных циклов тринадцатый год в цикле - это ровно тот, в котором пасха приходится на самую раннюю дату - 21 марта (1, стр. 76). Описывается он буквой А.
Может быть, следы этих традиций имеют глубокие корни относить страдания Христа именно на эти даты.
А если говорить об астрономических ошибках, которые он допустил, то сейчас достоверно известно, что вычисления Дионисия Малого, как они были изложены выше, были неверны из-за несовершенства тогдашней астрономии. Дело в том, что в полученном Дионисием Малым году (31 н.э.) полнолуние приходилось на 27 марта, что на 2 дня позже 25 марта. Дионосий Малый не знал о неточности метонова цикла, что приводило, в частности, к тому, что по мере течения времени даты весенних полнолуний плывут на более ранние даты юлианского календаря. К слову, скорость такого движения - 1 день на 304 года.
РОЖДЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА СОГЛАСНО РАЗЛИЧНЫМ ИСТОЧНИКАМ И ФОРМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ДАТИРОВКИ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ОСНОВАНИИ ЧИСТО КАЛЕНДАРНЫХ УПОМИНАНИЙ О НЕМ В ИСТОЧНИКАХ
В разделе о целях нынешней работы мы показали, сколь ненадежной бывает информация о рождении Иисуса Христа с точки зрения ее относительной хронологии. Точек зрения о времени его жизни было много. К примеру, в хронографе XVII -го века мы читаем: (цитата по (2) со ссылкой на (3)):
"Коего лета Христос Господь родися, о сем множайшая суть мнения, и нецыи более четыредесяти исчисляют разумений"
Среди разных неканонических источников об Иисусе выделяются две главные группы, содержащие календарную информацию о соответственно разных версиях его воскресения, согласно [1]:
Восточная версия: (является доминирующей, в дальнейшем все годы воскресения согласно этой версии будем обозначать с буквой e).
Сведения, которые можно условно отнести к восточной версии, помещаются в большой группе источников, в частности, в константинопольском списке консулов 395г. (цитата по [1], стр.242):
"Hic conss. passus est Christus dieX Kal. Apr. et resurrexit VIII Kal.easdem" - "при этих консулах пострадал Христос в 10-й день до апрельских календ, а воскрес в 8-й день календ (25 марта)".
То есть пострадал 23 марта а воскрес 25 марта.
Западная версия менее популярна и основана на группе источников, которая допускает, что Христос пострадал 25 марта в пятницу, а воскрес 27-го в воскресение. В дальнейшем будут обозначаться буквой w. К ним принадлежит, например, хронограф 354г.
Цитата их этого хронографа по [1] со ссылкой на (5):
"His consubilis dominus Iesus passus est die Ven. Luna XIIII" - "в их консульстве господь Христос пострадал в возрасте 14 дней", а в разделе 13 " Римские епископы" читаем: "Imprante Tiberio Caesare passus est dominus noster Iesus duobus Geminis cons.VIII Kal.Apr." - "во время Тиберия пострадал Господь наш Исус Христос при консульстве обоих Геминов в 8-й день апрельских календ (25 марта)".
То есть согласно одной из групп источников, 25 марта было в воскресение (восточная, e), а согласно другой - в пятницу (западная, w).
Итак, из приведенных цитат следует следующее:
1. Восточная группа источников:
Христос пострадал 23 марта, а воскрес 25 марта, в воскресение в
полнолуние.
2. Западная группа источников:
Христос пострадал 25 марта в пятницу в полнолуние, а воскрес в воскресение
27 марта.
Обе задачи были решены на компьютере с помощью написанной специально для этого компьютерной программы. Эта программа была написана так:
1. Она фиксировала все годы, годы имело место мартовское полнолуние 25 марта. Эти полнолуния считались по вечному лунному календарю, построенному на основании формул Гаусса и приведенного в [1] на стр. 315. Считался параметр с помощью данных из этой таблицы как сумма шести поправок, и затем при необходимости из него вычиталось целое количество лунных месяцев (т.е. 29.5 дней).
2. С учетом того, что реально во время полнолуния полная луна видна на небе в течение трех ночей, на первом этапе брался довольно широкий диапазон полнолуний, со значений параметра программы от 22.5 до 27.5.
3. После этого из выбранных по условию полнолуния лет выбирались годы, в которые имел место нужный нам день недели (25 марта - воскресенье, т.е. годы с воскресной буквой G) для восточной группы источников и 25 марта пятница (годы с воскресной буквой B) для западной. Диапазон рассматриваемых лет был выбран от 200 до н.э. до 1200 н.э.
Подчеркнем, что наше рассмотрение юлианского календаря подходит и в том случае, если бы начало года приходилось не на 1 января, а на 1 марта. Если год начинался позже 1 марта, то тогда из вполне понятных соображений из полученного номера года нужно было бы вычитать единицу.
Результаты работы программы приведены в таблице 1. Знак e или w обозначает группу источников (соответственно восточную и западную). Первая колонка с надписью Years означает годы, а вторая с надписью FM -1 - первые полнолуния марта.
ТАБЛИЦА 1. ПЕРВЫЕ ПОЛНОЛУНИЯ МАРТА. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНЫЕ ДАТЫ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА.
Years FM-1 Years FM-1 Years FM-1 Years FM-1
-156w 24.0 0186w 23.4 0563e 25.5 0875w 26.1
Consularia Constantinopolitana, которая относит выше проанализированное воскресение Иисуса Христа на воскресение, 25 марта, о его рождении пишет так: [1], стр.244:
"His conss. natus est Christus die VIII Kal. Ian." - "при этих консулах (Августе и Сильване) родился Иисус Христос в восьмой день до январских календ (25 декабря)".
Так и в вышеупомянутом хронографе 354 года имеется и указание на год "рождества Христова" [1], стр. 245:
"Hoc cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal.Ian. d. Ven. Luna XV" - "При этих консулах (Гае Цезаре и Эмилии Павле) Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ (25 декабря) в пятницу 15-й луны".
Есть и другие версии о рождении Иисуса Христа. В частности, есть версия, что он родился летом (очень популярная в католическом мире, к сожалению, автор с ней мало знаком), а все упоминания о зимних рождениях Иисуса Христа есть дань языческой традиции. В первой версии работы подробно рассмотрены следующие из этого теоретически возможные версии его рождения и продолжительность его жизни.
В частности, по мнению Чижевского (6, стр.42), днем рождения Иисуса Христа был признан день, установленный Аврелианом как Natalis Solis Invicti - (непоколебимый день рождения солнца) - 25 декабря. Видимо, это был первым днем, когда древнеримские астрономы фиксировали увеличение светового дня.
ПОПЫТКА ВЫЧИСЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОГО ГОДА ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА С УЧЕТОМ ИНФОРМАЦИИ О ПРОПУСКЕ ТРЕХ ДНЕЙ ВО ВРЕМЯ НИКЕЙСКОГО СОБОРА
В свое время Медлер И.Г. и Хлюстин Б.М. (если верить [1], стр.222) писали о том, что во время Никейского собора равноденствие измерили почему-то в день 18 марта и решили пропустить в календаре три дня, чтобы таким образом 18 марта превратилось в 21. Таким образом, если принять во внимание, что в момент никейского собора действительно мог иметь место пропуск трех дней, то нам предстоит решить еще нашу задачу в случае наличия этого пропуска.
Если в определенный день 18 число превращалось в 21, то это на солнечном и лунном цикле отражалось следующим образом:
- лунный цикл: полнолуния в доникейском календаре сдвигались на три дня назад по сравнению с полнолуниями по юлианскому календарю, которые имели место после никейского собора (при нашем путешествии по шкале времени назад).
- солнечный цикл: здесь год никейского собора оказывался на три дня короче. Здесь солнечный цикл доникейского календаря сдвигается на три дня вперед. Для восточной группы источников воскресное число года при этом сдвигается с G на C, (то есть год с первым воскресением в году 7 января после этого календарного пропуска превращается в год с первым воскресением в году 3 января до этого календарного пропуска), для западной с B на E. И мы ввели в программу другие параметры с учетом этих сдвигов.
Результаты решения данной задачи на случай календарного сдвига, который мог иметь место во время Никейского собора, представлены в таблице 2. В первой колонке - годы, во второй - полнолуния марта.
ТАБЛИЦА 2. ПЕРВЫЕ ПОЛНОЛУНИЯ МАРТА. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНЫЕ ДАТЫ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА, КОТОРЫЙ МОГЛИ ИМЕТЬ МЕСТО С УЧЕТОМ ПРОПУСКА ТРЕХ ДНЕЙ ВО ВРЕМЯ НИКЕЙСКОГО СОБОРА
Years FM-1 Years FM-1 Years FM-1 Years FM-1
-163e 27.4 0202e 23.5 0598w 25.3 0967e 25.8
Что касается своего нынешнего вида, то, согласно [1], его календарь приобрел лишь при императоре Августе в 4 г н.э. В период со смерти Цезаря в -43 году до реформы Августа в +4 году была некая путаница с високосными годами.
Это значит, что для всех наших решений, которые попадают в этот период, мы должны соотнести юлианские даты абсолютные с юлианскими датами тогдашними.
Сделать это довольно просто: нужно учесть, что сперва високосные годы делались каждые три года, а не четыре. То есть каждые двенадцать лет, начиная с -43 года, идеальный юлианский календарь убегал вперед по сравнению с временным на один день.
Об этом пойдет речь в таблице 3.
Таблица 3
ИК - идеальный календарь
-023e
23.7 22.7
Текст Властаря давал следующие условия воскресения:
1.
Круг солнцу 23 (То есть 23-й год солнечного цикла)
2. Круг луне 10 (То есть 10-й год лунного цикла)
3. 24 марта, в субботу, было иудейская Пасха, совершаемая в день
полнолуния
Из приведенного третьего условия ясно следует, что Матвей Властарь с его датировкой страданий Христа 23 марта принадлежит к рассмотренной нами выше восточной традиции и его информация может быть рассмотрена как частный случай этой традиции.
Напомним, солнечный цикл - это промежуток времени, по истечению которого даты юлианского календаря регулярно при переходе из года в год полностью начинают приходиться на те же самые дни недели. Его продолжительность 28 лет. Лунный цикл - это промежуток времени, по истечению которого дни полнолуний начинают попадать на те же даты юлианского календаря. Его продолжительность 19 лет.
Точкой отчета этих циклов было так называемое сотворение мира. Соответственно через 19*28=532 года циклы повторялись.
Г.В. Носовским был получен результат: 1095 год (полнолуние по таблицам в приложении 1 к [1] 23-24 марта). В некоторой степени подходит еще результат 563 год (полнолуние 25 марта). Намного хуже подходит 31 год, на котором остановился Дионисий, так как полнолуние в этот год было 27 марта. Повторимся, о неточности 19-летнего лунного цикла Дионисий Малый не знал, что его и привело к ошибке. К сожалению, согласно анализируемой гипотезе именно этот год был принят Дионисием как год воскресения Христа.
Можно попытаться подвергнуть критическому исследованию текст самого Матвея Властаря.
Сперва хотелось бы заметить, что существовало много хронологических школ, которые существенно по-разному на шкале времени располагали все известные им события мировой истории. Среди них было несколько школ, ведущих счет от сотворения мира, причем каждая из хронологических школ имела свои традиции вычисления сотворения мира и свои традиции датировки общеизвестных легендарных событий (потоп, Каин, Моисей и т.д.) . Среди важнейших хронологических школ следует упомянуть иудейскую, Панодора, 70 толковников, среди более поздних - школу Ашера. Подробно об этом написано у Бикермана (4).
На случай, если шкала датировок от сотворения мира возникла позже счета по месяцам и по дням недели (а так, скорее всего и было, ибо проследить за годовым движением Солнца и Луны и составить счет дней по неделям значительно легче, чем выдвинуть гипотезу о дате сотворения мира, что требовало бы некого развития научной или религиозной традиции), мы и рассмотрели нашу задачу более подробно выше.
С этой точки зрения можно и с подобным скептицизмом отнестись к датировке воскресения Иисуса Христа Матвеем Властарем годом 5539 от сотворения мира, когда круг луне был 10, а круг солнцу 23. Ибо эта датировка, скорее всего, была построена так: сперва был нанесен год рождения Иисуса Христа от сотворения мира (согласно той исторической школе, к которой принадлежал сам Властарь), и лишь потом были вычислены круг солнца и круг луны.
Таким образом, если мы отбросим информацию, которую нам сообщал Властарь о датировке воскресения Христова от сотворения мира и номере круга луны и солнца, то таким образом то мы получим чисто календарную информацию об Иисусе Христе в восточной традиции. Она уже была рассмотрена выше в общем случае.
Выводы:
1. На основании чисто календарных упоминаний Иисус Христос мог воскреснуть в широкий диапазон лет. См. таблицы 1 и 2.
12 июня 1998 г.
Вторая версия 3 мая 2000 г.
Третья версия 9 августа 2000 г.