Именительный   Родительный    Дательный    Винительный   Творительный    Предложный



Дательный падеж

The Dative

Привет! Я - Дательный братец, без ложной скромности, самый общительный и щедрый член нашей большой и дружной семьи русских падежей. Если вы хотите позвонить кому-то, рассказать кому-нибудь что-то интересное, отправить друзьям открытку или поздравление с Новым Годом, написать письмо родителям, или просто вы хотите помочь кому-то - я, Дательный братец, тут как тут!

Hi! I'm Dative Brother, without false modesty, the most friendly, communicative and generous member of our big family of Russian cases. Whenever you want to talk to or call your friends, give people that are dear to you a present, write to your parents, let's say, a letter or New Year card or in case you simply want to help someone who needs aid - merry and helpful me will come at once!

Без меня сложно дружить, дарить подарки, ходить в гости!... Вот почему в моей семье меня обычно называют Дружище Дательный Братец, Который любит дарить подарки. Чтобы помочь вам представить, насколько я необходим, я написал короткую биографию. Вот она!

Friendship will be impossible without me! That's why my family usually calls me That Friendly Fellow, Who Likes Giving Presents.

Перед вами - список практических ситуаций, в которых я участвую.

Just to help you imagine how often will you meet me, I wrote a short biography. This is the list of practical situations, I will participate in.

 

1) В сочетании с некоторыми глаголами я обозначаю лицо, которое получает что-то:

1) When used with certain verbs, I denote the persons who receive something:

КомуЛена купила подарок? – Лена купила подарок сыну.

Кому родители дарят игрушки? – Родители дарят игрушки ребёнку.

Кому Иван даёт машину? – Иван даёт машину другу.

 

2) Я также обозначаю лицо, к которому обращаются, с которым разговаривают.

2)I’m also used to denote the person spoken to.

Кому ты звонишь? – Я звоню профессору.

Кому Петя рассказывает анекдот? – Петя рассказывает анекдот другу.

Кому отвечает студент? – Студент отвечает преподавателю.

Кому профессор объясняет новое правило? – Профессор объясняет новое правило студенту.

Кому мама читает сказку? – Мама читает сказку дочери.

 

3) После некоторых глаголов меня употребляют в сочетании с инфинитивом. В таких случаях я обозначаю лицо, на которое направлено действие:

3) With certain verbs they can use me together with the infinitive. And in such cases I denote the person, to whom the action is directed .

Кому друзья советуют поехать за границу? – Друзья советуют Наташе поехать за границу.

Кому брат помогает делать домашнее задание? – Брат помогает сестре делать домашнее задание.

Кому отец запрещает водить машину? – Отец запрещает сыну водить машину.

Кому доктор рекомендует заниматься спортом? – Доктор рекомендует дедушке заниматься спортом.

Кому Женя обещала писать письма? – Женя обещала бабушке писать письма.

Кому Ольга не разрешает играть на компьютере? – Ольга не разрешает мужу играть на компьютере.

Кому мешает спать кошка? – Кошка мешает собаке спать.

 

4) После глаголов движения в сочетании с предлогом "К" я обозначаю лицо или предмет, по направлению к которому осуществляется движение:

4) After verbs of motion (to go, to come) followed by the preposition K I am used to denote a person/object in the direction of whom/ which the movement is accomplished:

К кому пришёл Никита? – Никита пришёл к врачу.

К кому едет мальчик? – Мальчик едет к бабушке.

Куда (к чему) приехал автобус? – Автобус приехал к вокзалу.

 

Как впечатление? Надеюсь, хорошее. Ну а если кто-то захотел познакомиться со мной поближе – добро пожаловать ко мне в гости. Вы сможете узнать все мои секреты и научиться употреблять меня без ошибок. Мы станем друзьями, я уверен!

Are you impressed? I hope you are. Now, just in case someone wants to get to know me closer – you are welcome! Here are some secrets about me that will enable you to use me in proper situations and proper forms.

Предлагаю начать наше знакомство со списка нескольких глаголов, с которыми вы будете часто встречать меня в повседневных ситуациях:

Let’s start our acquaintance with the list of several verbs that you will often meet in everyday situations.

1) Я обозначаю лицо, с которым разговаривают, после таких глаголов, как:

I’m used to denote the person spoken to after such verbs, as:

To say/ to tellговорить/сказать (кому?),

To tell рассказывать/рассказать (кому?),

To answerотвечать/ответить (кому?),

To explainобъяснять/объяснить (кому?),

To readчитать/прочитать (кому?),

to phoneзвонить/позвонить (кому?);

2) Я обозначаю лицо, которое получает что-то после таких глаголов, как:

2) I’m used to denote the person, who receives something after the following verbs:

to giveдавать/дать (что? кому?),

to writeписать/написать (что? кому?),

to give a present дарить/подарить (что? кому?),

to buy – покупать/купить (что? кому?),

to bring (1) – приносить/принести (что? кому?),

to bring (2) – привозить/привести (что? кому?),

to sendотправлять/отправить (что? кому?);

3) Я обозначаю лицо, на которое направлено действие, после таких глаголов, как:

3) I denote the person, to whom the action is directed after these verbs:

to help – помогать/помочь (кому? что делать?),

to give an advice – советовать/посоветовать (кому? что делать?),

to recommend – рекомендовать/порекомендовать (кому? что делать?),

to promise – обещать/пообещать (кому? что делать?),

to allow – разрешать/разрешить (кому? что делать?),

to prohibit – запрещать/запретить (кому? что делать?)

to disturb – мешать/помешать (кому? что делать?).

4) Вот список глаголов движения, с которыми вы будете встречать меня чаще всего:

4) Here is the list of most frequent verbs of motion I am usually used with:

to go on foot – идти/ ходить (к кому? к чему?)

to go by transport – приехать/ приезжать (к кому? к чему?)

to come – прийти/ приходить (к кому? к чему?)

 

А сейчас дательный братец расскажет историю, из которой мы сделали первое упражнение. The Dative Brother tells a story: Упражнение 1. Exercise 1.


Вы видите, что некоторые слова, фигурирующие в нашем списке после глаголов, имеют окончания, отличные от таковых в начальном, именительном падеже. Дательный братец дает эти окончания существительным, чтобы указать, что теперь они выполняют совсем другую функцию в предложении. Теперь, когда некоторые названия отмечены дательными окончаниями, мы легко понимаем, что они обозначают людей, которые что-то получают (подарил Кате), или лицо, по направлению к которому двигаются (шла к маме).

You see that some words in bold occurring after verbs from our list, have slightly different endings compared to the initial, Nominative case. The Brother Dative gives these specific endings to nouns to indicate that now they fulfill an absolutely different function in a sentence. Now, when certain names are marked with these “Dative” endings, we easily understand that they denote people who receive something (подарил Кате) , or person, spoken to (сказалаТому) , or person, in the direction of whom the movement is accomplished (шла к маме)

Теперь давайте посмотрим на окончания дательного падежа.

Now let’s have a look at these Dative endings.

Таблица №1. Окончания существительных в дательном падеже.

Table №1. Noun endings in the Dative Case.

Он

(masculine)

Кто? (Who?)

Кому?
(To whom?)

Это Том.

Я пишу Тому

Это студент

Она помогает студенту

Это брат

Сестра звонит брату

Это писатель

Дети пишут писателю

Она

(feminine)

Это Катя

Я звоню Кате

Это сестра

Брат помогает сестре

Это студентка

Учитель звонит студентке

Это девушка

Том звонит девушке

Оно

(neutral)

Это окно

Том подошёл к окну

 

Запомните формы дательного падежа очень важных слов:

Please also remember Dative forms of very important words:

отец – отцу,

мать – матери,

дочь – дочери.

Кроме того, такие слова, как папа, дядя, дедушка получают «женские» окончания в дательном падеже, так как грамматически принадлежат к женскому роду:

Besides, such words as папа, дядя, дедушка receive “feminine” endings in the Dative, because grammatically they belong to the feminine gender:

Папа – папе,

Дядя – дяде,

Дедушка – дедушке.

Упражнение 2. Exercise 2. Упражнение 3. Exercise 3. Упражнение 4. Exercise 4. Упражнение 5. Exercise 5.

Я надеюсь, что Вы знаете теперь, что я подразумеваю и какие грамматические формы я принимаю. Давайте проверим, как Вы можете использовать меня без какой-либо помощи. Вы знаете, что я являюсь очень болтливым и щедрым и любознательным, так как я все еще хочу знать больше о Вас! Ответьте на мои вопросы!

I hope you are aware now what I mean and what grammatical forms I take. Let's check how you can use me without any help. You know, that I'm very talkative and generous and inquisitive, so - I still want to know more about you! So, answer my questions.

1) Кому вы обычно звоните вечером?

2) Кому вы любите отправлять новогодние открытки?

3) Кому вы не любите объяснять, как пройти на Красную площадь?

4) Кому вы часто говорите: Тихо! Я учу русский язык!

5) Кому вы вчера мешали работать?

6) Кому вы запрещаете брать ваши вещи?

7) Кому вы обещаете не курить и не пить?

8) Кому вы любите рассказывать анекдоты?

9) Кому вы больше всего любите дарить подарки на день рождения?

10) Кому вы помогаете изучать этот сложный русский язык?


А сейчас - немного справочной информации


Таблица окончаний прилагательных в дательном падеже единственном числе.

Какой?
(К) Какому?
(К) Какой?
(К) Какому?
Это зубной врач.
Это детский писатель.
Это хороший человек.
Я иду к зубному врачу.
Он звонит детскому писателю.
Он всё рассказал хорошему мальчику.
Какая?
Это русская девушка.
Это их старая знакомая.
Это его бывшая начальница.
Он пишет русской девушке.
Они едут к старой знакомой.
Николай звонит бывшей начальнице.
Какое?
Это Чёрное море.
Мы едем к Чёрному морю.

Таблица окончаний прилагательных во множественном числе.

Какие?

(К) Каким?

Здесь живут наши лучшие друзья.
Маленькие дети ждут Деда Мороза.
Русские женщины любят День 8 марта.
Школьные учителя учили меня 10 лет.
Итальянские туристы приехали в Москву на экскурсию.
Завтра мы едем к нашим лучшим друзьям.
Скоро Дед Мороз принесёт маленьким детям подарки.
В России мужчины дарят 8 марта русским женщинам подарки.
Я благодарна своим школьным учителям.
Москва очень понравилась итальянским туристам.

Дальше! Go on!.

Упражнение 6. Exercise 6. Упражнение 6. Exercise 6. Упражнение 7. Exercise 7. Упражнение 8. Exercise 8. Упражнение 9. Exercise 9. Упражнение 10. Exercise 10. Упражнение 11. Exercise 11. Упражнение 12. Exercise 12. Упражнение 13. Exercise 13. Упражнение 14. Exercise 14. Упражнение 15. Exercise 15.






Именительный   Родительный    Дательный    Винительный   Творительный    Предложный



Сайт управляется системой uCoz